Комната потерянных игрушек

Тамара Чикишева

«Нет ничего хуже, чем почувствовать в преклонном возрасте, что силы оставляют окончательно, что ходить, заниматься хозяйством все труднее», — однажды поняла Тамара Гавриловна. Если раньше однообразный досуг пенсионерки скрашивался прогулками к соседкам, выпасом возле дома послушных коз, то год назад оказалось, что покинуть четыре стены — уже проблема. Но жизнь неожиданно украсили… гости из детства. Тамара Гавриловна открыла в себе способность создавать веселые сувениры. Сегодня ее комната похожа на небольшую фабрику.

Попробовала — получилось!

Бодливые козлики, лебеди, бабочки, русалки, улыбающиеся царевны-лягушки, совята быстро заполонили все шкафы и стены. Одна получилась так себе, вторая лучше, третья уже достойна быть выставленной на витрине — выстраиваются в ряд, одних слоников накопился десяток.

Тамара Гавриловна не выбрасывает не слишком хорошо вылепленную зверюшку, ведь, как в старой песенке поется, «разве клоун виноват…». А лепит пожилая женщина их из материала, похожего на белую глину, по ее словам, точного названия не знает, смесь покупает в магазине стройматериалов дочь. Готовая поделка закаляется в печи, получается что-то вроде керамики. Затем идут в ход краски. Попробовала Тамара Чикишева выполнить и серию одинаковых изделий, изготовила формы. Получилось.

Настенные панно с узорами из выпуклых цветов, сказочными сюжетами мастерица делает по-разному: или заранее готовит твердую основу-«блюдо» из той же глины, накладывая ее на марлевую сеточку для прочности, или использует старую грампластинку. Последний способ высмотрела по телевизору в передаче «Поле чудес». Пластинка оштукатуривается, раскрашивается, и дальше — пожалуйста, лепи на нее женский портрет в стиле XVIII века или букет. Идеи приходят Тамаре Гавриловне сами по себе. На сложное изделие уходит около двух месяцев.

Уронили куклу на пол…

Как-то раз Тамара Гавриловна прогуливалась со своими козами и наткнулась на выброшенную кем-то большую куклу. Кукла была очень старая, облезлая, она одиноко валялась в бурьяне. В душе женщины шевельнулась жалость. Когда-то такими куклами играли ее дочка, дочки ее подруг, и купить игрушку было сложнее, чем сейчас — красивая игрушка доставалась девочкам разве что к большому празднику за хорошее поведение. Дети сами шили им платья из накопленных мамой для заплаток лоскутков, изобретали интерьер, фантазировали…

Старая кукла. Бывшая чья-то лучшая подруга детства. Тамара Гавриловна подняла игрушку и понесла ее домой.

Отмытая, починенная, покрашенная, с нарумяненными щечками и в новом, сшитом Тамарой Чикишевой наряде, большая пластмассовая кукла, казалось, улыбалась. Так у пенсионерки появилось новое увлечение: она по возможности подбирает сломанных кукол и дает им новую жизнь. Узнавшие о ее интересе близкие стали приносить ей все, что кукольного найдется: кто голову, кто руки-ноги, кто туловище.

С упорством доктора Франкенштейна «оживляла», собирала из запчастей Тамара Гавриловна новых кукол; разве что получались не монстры, а «живые», веселые игрушки: капризуля, барышня, школьник, принцесса. Создавать костюмы, прически, макияж для возвращенных к жизни «подопечных» оказалось интересно. Как какую зовут, кукольный доктор особо не помнит, ведь модниц, красавиц да пупсов накопилось на полках стенки столько, что можно было бы обеспечить ими пару детсадов.

— Правда, в детсадах такими больше не играют, — говорит Тамара Гавриловна. — А мне они глаз радуют. Сидят, как живые, ну словно бы довольные. Я им и глазки придумала как сделать, если не было; и всякие там части тела стараюсь правильно подобрать. Видите, началось с одной, а теперь уже у меня коллекция!..

Творческий поиск в полном разгаре!

Изготавливать глиняные сувениры пенсионерка научилась. Кукол собирает по мере накопления в домашней мастерской частей. «А что следующее?» — спросила себя Чикишева. Останавливаться не хочется, сидение дома на пенсии оказалось полезным периодом для развития творческих способностей.

Недавно побывала в гостях у родных в Первоуральске и заметила там сломанный набор разделочных досок, выполненных в дереве и украшенных резьбой. Попросила взять с собой, покрыла лаком, привела в порядок. И решила:

— Теперь я сама буду учиться резать по дереву, мне кажется, это очень увлекательно. Только нужно как-то приобрести электрический лобзик, а он для меня, пенсионерки, дорогой. Но когда все получится, обязательно научусь вырезать красивые композиции на подносах и досках!

Тамара Чикишева, рукодельница:
— Я не стремлюсь отправить свои сувениры, панно, настенные украшения на какую-нибудь ярмарку: кому они сейчас нужны? Подобные безделушки давным-давно устарели, сейчас выпускают очень красивые, натуралистичные сувениры. Просто мне нравится лепить. Такие вот слоники-утятки-котятки четверть века назад украшали любой дом, считались лучшим подарком, символом счастья, уюта. Это настоящий голос из прошлого, напоминание о простом быте семидесятых. Ныне они сохранились лишь в квартирах старушек. А я просто раздаю их знакомым на память, иначе ставить и развешивать некуда. Но это не значит, что они, мои создания, для меня не имеют ценности. В каждую поделку я вкладываю душу, улыбку, хорошее настроение. Без настроения нет творчества. И окружающие меня понимают, несут образцы, какую-нибудь современную пластиковую зверюшку, чтобы я своими руками сделала такую же.

Популярное