Бомбилы

Как и отчего они «подвинули» 151-й маршрут

«И Ван Гог, и Матисс, и Дали курили таба-табак», — женский голос с «прихрипами» мурлычет о том, что-де гениальные художники ничем от нас не отличаются: и курили, и выпивали, и с женщинами дело имели. Голос приятен, но мешает спать. А это дело привычное: еду «на бомбиле»…

Бомбила

Три категории «бомбил»

Сергей Толченов — человек с «автотранспортной» жизнью. Связался с автомобилями еще в восьмом классе, когда ходил на УПК «учиться на шофера». Сегодня Сергей Васильевич — водитель с 35-летним стажем, возглавляющий ревдинское такси «Огонек». Сам он законопослушный извозчик, то есть имеет право на перевозку пассажиров, хотя несколько лет занимался «бомбежкой» чистой воды. Но об этом позже.

Людей, которые идут работать в такси и в «бомбежку», он, специалист в этой области, делит на три группы.

— Первый — фанат этого дела. Ему нравится общение с людьми, — Сергей Васильевич говорит все более вдохновенно. — Есть такие ребята, с ними приятно работать. Они чувствуют пассажира. И пообщаются, и информацию кое-какую получат. Второй тип — тот, кому нужно как-то прожить или, в основном, подзаработать. Но при теперешних доходах не сказать, что работать в такси чересчур выгодно.

Теперешние условия — высокая конкуренция плюс «минимальные цены», потому что с началом кризиса снизился спрос.

— В третьей группе, — Сергей Васильевич морщится, — рвачи, которые хотят поиметь что-то, не заботясь о репутации завтрашнего дня. Они могут быть устроены в фирме, а могут и не быть.

Одна из версий, почему так много извозчиков на своих средствах передвижения, — кредиты.

— Многие идут в такси, потому что понабрали кредитов и вынуждены как-то выкручиваться. Уверен, через два месяца иномарок в городе убавится. Дороги расхлестались — вот водители и разобьют автомобили вдребезги. На заработанный рубль отдадут два.

Сам Сергей Васильевич относит себя как к первому типу — истинный фанат автомобильного дела, так и ко второму: пассажироперевозки — средство заработка.

Четвертый прибыльный

Ко второй категории можно отнести другого «бомбилу». Александр (имя изменено по просьбе собеседника) — частный перевозчик из Екатеринбурга.

— Бомбить пошел, потому что денег нет, а время есть. Работаю в рекламном агентстве, а там то есть заказ, на который весь день убиваю, то вообще ничего нет. Чего в таком случае дома-то без работы сидеть? Вот и бомблю. Но вот сейчас еще работаю в такси, устроен официально, потому бомблю изредка. Правда, дороги уже надоели: пробки, менты, аварии. А что делать? — вздыхает Александр.

Так называемые «бомбилы» занимаются незаконным частным извозом, то есть не имеют на это лицензии. Следовательно, не несут ответственности за жизнь пассажиров.

Светлана Наговицына, инспектор по пропаганде ревдинской ГИБДД

К этой же, второй, группе относятся студенты, которые подрабатывают частным извозом.

— Уже полтора года бомблю, — улыбается Дмитрий, студент-третьекурсник. — Ну, как бомблю — просто подвожу людей, чтобы окупить бензин. В день на него уходит около двухсот рублей. Везу попутчиков обычно в один конец — это 360 рублей. Денежный остаток уходит на смену масла и техобслуживание.

В среднестатистический автомобиль, не считая водителя, помещаются четверо. По теории одного знакомого «бомбилы», первый пассажир окупает бензин, второй — техобслуживание, третий — страховку, а вот четвертый как бы «прибыльный» — он платит на «навар».

Евгений и Алексей (имена изменены по просьбе собеседников) хохочут, услышав вопрос: «Почему бомбите?»

— Мы это, гуманные. Мы вам, а вы нам. Вот, например, довозим людей до подъезда, когда стемнеет. А то страшно пешком-то. Вас, кстати, довезти?

— Так не темно же еще!

— Говорим, что гуманные, значит — гуманные.

Не уверена, насколько правильно будет отнести их к третьей категории (рвачи и хапуги, по Сергею Васильевичу), но занимаются они такими «человекоперевозками» точно не по нужде. Сами сказали. С другой стороны, они берут за проезд столько же, сколько и «Пассажирская автоколонна» (проезд на остальных «бомбилах» стоит на 20 рублей дороже). Вот и думай, что за рвачи такие.

Ба! Пистолет

Автобус «Ревда-Екатеринбург» с утра переполнен, часто даже «стоячие» места все заняты. Но и «бомбилы», нагрузив авто, лихо стартуют друг за другом.

151-й выбирают, потому что в нем комфортнее, не покидает ощущение путешествия — он идет дольше, в нем больше личного пространства и знакомых. Еще проезд дешевле  и безопаснее. Междугородние ездоки, говоря о безопасности, приводят в пример Кристину Быстрову, которая была убита попутчиками несколько лет назад.

Вопрос о безопасности/опасности многогранен. Источник угрозы — не столько водитель, сколько вообще человек. Иначе говоря, «бомбилы» подвергаются такой же опасности со стороны пассажиров, как и пассажиры — со стороны водителей.

— Я частным извозом занимался с 1985-го, — вспоминает Сергей Толченов. — У меня была «трешечка» (ВАЗ-2103), работал я по Свердловску лет семь-восемь. В то время не было бомбил. Нас, перевозчиков, вообще тогда не очень много было. Зато всякого досталось: и под ножом, и под пистолетом был. Как-как? Вместо расплаты — ножичек к горлу. Жить хочется — крутиться приходится. С ножом было так: просто выкинул им мелочь, потому что пятерки-десятки подальше прячешь, а рубли, трешечки были на виду. С того времени и до сих пор, можно проверить, нож у меня под ногой… А в случае с пистолетом повезло. Зарядили с пассажирами в Пышму. Еще из города не выехали, мне что-то зеркало помешало, я поправил его, чтобы бликов не было. А он сидит сзади и крутит чего-то. Ба! Пистолет. Мотнул я к дому ближайшему, включил сигнализацию, выкатился из машины. А они спокойно вылезли и ушли. Пока до дома доехал, нога так и дрожала.

О том, что пассажиры не платят, и говорить не стоит — слишком часто случается.

Покуда есть спрос…

Почему же народ предпочитает попутки? В них «не воняет бензином», в пробках они «поувёртистей», едут быстрее, ходят регулярно, но ты не привязан к расписанию, часто в них можно курить…

По количеству голосов (31 из 49 мною опрошенных), выигрывает более дорогая, но комфортная поездка на автомобиле. Опять же, есть «бомбилы», которые берут столько же, сколько и «Пассажирская автоколонна».

Генеральный директор ЗАО «Пассажир-ская автоколонна» Владимир Аристов настроен категорически против такого водительского «самоуправства». И дело даже не в материальных убытках его предприятия, хотя «бомбилы» переманивают часть пассажиров. Да, лицензий у них нет, но занимаются они пассажирскими перевозками, к коим требования особые. Это и обязательное прохождение медосмотра, и временные промежутки между сменами не менее 12 часов, и умственная и физическая зрелость (в водители-междугородники «Пассажирская автоколонна» берет лишь тех, кто старше 20 лет).

В феврале 2008 года Думой городского округа Ревда утверждено положение «О порядке допуска на пассажирские перевозки на коммерческой основе на территории городского округа Ревда», согласно которому получили допуск на перевозку пассажиров семь организаций такси. Остальные организации не соответствуют требованиям безопасности на оказание такой услуги жителям города.

Но сколько бы ДПСники, официальные таксисты, сотрудники ПАТО не выступали против незаконного частного извоза, «бомбилы» все равно будут востребованы. Пока поднята рука страждущего пассажира.

Популярное