Почему пенсионер-убийца с Азина, 59а схватил нож: интервью с психиатром

2015-02-04, 17:12 Новости 3 671

Страшная трагедия прошлой недели, когда в подъезде на Азина, 59а страдающий психическим расстройством пенсионер, 78-летний М., убил двух женщин-соседок, всколыхнула весь город. Главный вопрос, который волнует горожан — почему потенциально опасный больной оказался без присмотра, почему его не поместили в соответствующее заведение? Заведующий психиатрическим отделением Василий Серебренников поделился своим мнением по поводу причин случившегося.

serebrennikov
Врач Василий Серебренников говорит, что за 50 лет практики встречал всего десяток больных с сумеречным  сознанием. Фото// Владимир Коцюба-Белых, revda-info.ru
(аудиоверсия интервью)

— Бояться психобольных не надо, они обычные люди, только у них сложности в отношениях с окружающей средой и с собой, — так начал нашу беседу Василий Николаевич. — Главная их проблема — в недостатке общения. Вот, скажем, М. Он жил последний год один, сын работает в Екатеринбурге, отца навещает редко. С соседями он почти не общался. То есть целыми сутками находился наедине с собой. После инсульта в 2004 году его беспокоили головные боли, он жаловался, что болит все тело, и от этого всего, от общего дискомфорта, он даже высказывал мысли о нежелании жить.

— Да, но ведь многие люди, особенно пожилые, живут одни и болеют…

— Да, дело, конечно, и в самой личности. Что произошло, на мой взгляд. М. по характеру человек инертно-импульсивный, людьми этого типа в первую очередь руководят инстинкты. Это люди быстрые, реактивные. Они очень трудолюбивы, ответственны и  любят, чтобы к ним относились с уважением. Плохое отношение их задевает. А у нас к человеку, страдающему психическим заболеванием, лежавшему в психиатрической больнице, относятся пренебрежительно. Раз ты побывал в психбольнице — значит, сумасшедший. И он это чувствовал! От несправедливости в нем зрело недовольство всем и вся: те косо глядят, там шумят, тут сверлят. В ночь перед трагедией, по словам соседей, кто-то курил и разговаривал в подъезде — нервировали, добавьте сюда постоянное физическое недомогание. Это и привело его в состояние нарушенного сознания, сумеречного сознания — есть такое понятие в психиатрии, когда любые раздражители человек считает опасностью для себя. Он пошел на эти раздражители, как бык на корриде, чтобы устранить то, что ему мешало, что ему угрожало. И тот факт, что он нанес первой своей жертве не один-два удара ножом, а очень много, подтверждает, что у него было сумеречное сознание.

— Он помнил о том, что совершил?

— Он пришел в себя после содеянного, ужаснулся от дела рук своих — и снова сознание отключилось. Его к нам привезли 27-го часа в четыре вечера, он был в «сумерках» и оставался так до следующего дня. Придя в себя, ответил, кто он такой, возраст свой назвал, сказал, что лежит в больнице. Что случилось, он уже знал, но самого события не помнит, в «сумерках» у людей сознания — то есть памяти — нет. Он очень сожалеет о содеянном, в растерянности, в ужасе, но тогда он не мог оценивать свои действия.

— «Сумерки» — это не психическое заболевание, не диагноз…

— Это состояние. Кратковременный период отключения сознания. Суженное сознание, человек сознательных движений не совершает, решений не принимает, но ориентируется, под машину не попадет, с людьми разговаривает — автоматически, рефлекторно. Это может быть также внушенное состояние. Гипноз — тоже отключение сознания. «Сумерки» могут один раз случиться с человеком — после тяжелой интоксикации, например, на алкогольной почве, после болезни с температурой, после травм, после сосудистых заболеваний головного мозга, после стресса— и больше никогда не повториться. У М., на мой взгляд, сумеречное состояние имело психогенный характер.

serebrennikov01
О Владимире М.: «Он очень сожалеет о содеянном, но тогда не мог оценивать свои действия». Фото// Владимир Коцюба-Белых, revda-info.ru

 

— Встречались ли в вашей практике ранее случаи сумеречного сознания?

— Довольно редко. В 2014 году у нас было всего два пациента с сумеречным расстройством на фоне употребления спиртного. Оба ходили по городу голышом. Один — в июле, мужчина средних лет, его привезли без сознания. Когда он очнулся у нас, то не помнил, что с ним было. Второй, тоже мужчина, помоложе — в декабре, этот разделся до пояса, снизу, и пошел в магазин. У нас он так и держал в руках штаны, трусы, что-то бубнил, бормотал, но ничего не соображал…  А всего за 50 лет работы я могу вспомнить с десяток случаев сумеречного сознания. В жизни их больше, но на эти случаи выезжает «скорая», пока пациента везут, «сумерки» у человека проходят.

— Часто ли ваши пациенты проявляют агрессию?

— Агрессия — это такое состояние, когда человек испытывает страх перед какой-то опасностью и, стараясь защититься от нее, делает ответное движение. Если мы с этим человеком построим нормальные отношения, поймем его напряженность, можно избежать агрессии с его стороны.

— В данном случае вряд ли девушка могла чем-то спровоцировать убийцу…

— Она случайно попалась у него на пути, СЛУЧАЙНО, обе погибшие — случайные жертвы. Попадись первым навстречу мужчина — и тогда все сложилось бы по-другому, возможно, жертвой бы оказался сам М.

— Но ведь М. уже нападал на соседа, кстати, из этой же квартиры — выше этажом. Почему его тогда не изолировали?

— Он лежал у нас несколько раз с 2004 года — после инсульта у него развилось психическое заболевание сосудистого генеза, скорее, нервное. С дисфорией (расстройство настроения с преобладанием тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного). Но никакого расстройства сознания мы у него ни разу не отмечали, ни одного судорожного пароксизма не было, он отвечал за свои действия. Я думаю, когда он кинулся на соседа с ножницами, в 2010 году, у него тоже было нарушенное сознание. Тогда ему назначили амбулаторную психиатрическую экспертизу. Психиатр его не увидел, амбулаторная экспертиза не всегда показательна, надо наблюдать пациента в движении, во времени. Что можно выяснить за один-два часа общения? Конечно, для людей, склонных к такого рода состояниям, надо создавать особые условия, проводить с ними групповую терапию, может, даже создать для них что-то типа интерната. Там бы у них были нормальные отношения между собой. Американский терапевт Ирвин Ялом говорит, что будущее в лечении психических заболеваний именно за групповой психотерапией, потому что человеку не хватает общения, и от недостатка общения он может совершать антиобщественные поступки. Но… в Америке двести тысяч групповых психотерапевтов, а я в Ревде один. Я врач-психиатр, заведующий психиатрическим отделением, психотерапия просто мое хобби…

serebrennikov02
Как избежать обострений у одиноких, «тяжелых» людей рядом с вами, которые, возможно, могут быть больны? Врач Василий Серебренников советует: «Подарите человеку положительные эмоции. Это самые лучшие лекарства». Фото// Владимир Коцюба-Белых, revda-info.ru

 

— Психотерапевт мог бы «поймать» убийцу, предотвратить этот выплеск агрессии?

— Думаю, да. Может быть, близким стоило проявить немного больше участия, внимания… Общение нужно этим людям. Самое гнетущее, когда человек изолирован от общества.

— Получается, живет такой вредный сосед, которого все сторонятся, избегают, и однажды он вполне может выскочить с ножом…

— Надо с таким одиноким соседом общаться по-доброму, здороваться, давать ему почувствовать, что вы его уважаете, цените.

— Но он же меня в сумерках своего сознания просто не узнает!

— Сумерки-то случайно не бывают, поймите! Этот шум в подъезде, из-за которого наш больной провел ночь без сна, стал последней каплей. Представьте, человек хочет испытывать радость, удовольствие, счастье, тем более тело для этого предназначено, а он чувствует себя выброшенным из общества, постоянно в гнетущем настроении. Он был всегда на взводе, терпел-терпел, но что-то еще сработало, и возбуждение вышло за пределы. Может, он пошел на тех, кто шумел. И сразу отключился. Спустить курок может все что угодно, любая мелочь. Это же все внезапно, неожиданно.

— Что же делать?

— Учиться строить отношения. А что такое отношения? Это психологические связи человека с собой, с различными сторонами его деятельности, с другими людьми и с окружающей средой. В чем проявляются связи — в степени интереса, силе эмоций и потребности. И заканчиваются чем отношения? Поведением. А поведение чем заканчивается? Нашим переживанием. Надо учиться этому всему. Подарите человеку положительные эмоции. Это самые лучшие лекарства.

Популярное