В Ревде побывал знаменитый камышинский путешественник Иван Ширяев. Фото

— Я пропал без вести. Девять месяцев обо мне ничего слышно не было. И только через девять месяцев стало известно, что я жив и здоров: меня обнаружили случайно при проверке документов в Амурской области, — рассказывает, уютно устроившись в редакционном кресле и прихлебывая горячий чай, 29-летний худосочный мужчина с соломенными волосами и лицом праведника. Иван Ширяев. Пилигрим. Странник. Три года автостопом путешествует по стране, мечтает обойти все 1097 российских городов. Свой путь он назвал «От Кореи до Карелии» — и в понедельник, 13 июля, дорога привела его в Ревду. Он без утайки рассказал, почему отправился в дорогу, кого встречал в пути и как организовать быт, чтобы странствовать без трудностей.

piligrim
Иван Ширяев, 29 лет. В сети известен как «Камышинский путешественник».

— Сам я из Камышина Волгоградской области. Начал свое путешествие в 2012 году. Толчком был выход из секты. 11 лет я был очень активным членом секты «Свидетели Иеговы». И когда разочаровался в их учениях, решил оттуда уйти. Моя жена осталась там, а мне надо было в другое русло направить свою энергию, заполнить образовавшуюся пустоту. И еще, У «Свидетелей Иеговы» очень плохо относятся к бывшим соратникам, называют их мерзкими отсупниками и не общаются. Мне надо было сменить обстановку, уехать оттуда. Так как я с детства мечтал путешествовать, а теперь мне ничего не мешало, я взял и поехал.

— В Камышине у меня дядя, мама, бабушка. Квартиры, машины и прочих благ нет. Еще одним фактором для начала путешествия было как раз то, что мои родственники лишили меня квартиры. И я решил, что сгодится и палатка — и отправился в путь.

piligrim05
Малая часть пройденных Иваном дорог.

— Меня тоска берет, когда сижу на одном месте. А в дороге всегда происходит что-то новое, интересное. Я, конечно, и дома мог бы прочитать толковую книжку про Свердловскую область, но это же совсем не то. Мой девиз — он о траектории движения по России: с северо-юга — на западо-восток. Вот так.

piligrim02
Иван в каждом городе приходит в конторы, компании и просит поставить печать в его блокнот: для подтверждения своего визита.

— Не тянет меня за границу совершенно. Хочется посмотреть всю Россию. Насколько мне известно, в мире пока нет человека, который бы посетил все города России. Не меньше шести лет еще — это минимальный срок, который я определил для себя.

— Более основательно я уже исследовал регионы Дальнего Востока, все, кроме Чукотки (туда сложно попасть автостопом), Северного Кавказа, кое-что в центре России. Сейчас начинаю знакомиться с Уралом. В Свердловской области 47 городов, Ревда у меня двадцатый по счету город.

— К вам приехал из Дегтярска, а завтра поеду в Первоуральск, и постепенно на север области. Потом поеду в Пермский край. А зимой — на юг. Всегда стараюсь на зиму уехать туда, где потеплее. Вот прошлую зиму я провел на Северном Кавказе.

— У меня один друг есть, он из Ревды, Сергей Самойлов, странник. Мы познакомились в Магадане. Надеялся, что мы тут пересечемся, но он назад уехал в Мурманскую область куда-то, а мне завещал увидеть Шунут-камень.

piligrim01
В Ревде Ивану особенно запомнились три вещи: 1) красивый памятник Ленину; 2) бурное течение у плотины; 3) резные наличники на домах в старой части.

— Я люблю посещать местные музеи, знакомиться с достопримечательностями. То, что мне кажется интересным, фотографирую для своей странички в социальной сети «ВКонтакте» — она называется «Камышинский путешественник». Фото-отчеты публикую сразу по 10-15 городам. Ноутбука у меня нет. Вот сегодня мне разрешили использовать интернет в пожарной части, хотя такое бывает редко. Недавно познакомился с гостеприимными товарищами, пожил два дня у них, пользовался интернетом там.

— За три года домой ненадолго приезжал дважды: навестить родных, помочь по хозяйству. Месяц назад я там подзадержался: была возможность подзаработать. Сам я строитель-отделочник, и для этого я иногда останавливаюсь где-то дольше. А учился я по специальности «Правоведение», правда, это образование мне почти не пригождается.

— Палатка, спальник, теплые вещи, маленькая газовая плиточка с баллоном, литровая металлическая кружка, кое-что из продуктов, ну и всякие мелочи, вроде зарядного устройства. Деньги — на банковской карте. Полтора года назад я зимовал на Сахалине, и там была возможность подзаработать. Того, что я там заработал, мне пока хватает: 100-150 рублей в день. Основная статья расходов — это посещение музеев. Из еды у меня всегда с собой крупы: гречка, рис, горох. То, что недорого, сытно и не надоедает.

piligrim09
Пожарные части — «хостелы» для путешественника.

— Нельзя от других чего-то ожидать. Что чаем напоят, предложат ночлег. Тем приятнее, когда неожиданно получаешь что-то. Многие бескорыстно стараются помогать другим. Сектантское мышление у меня какое было — мир жестокий, все в мире от сатаны, настоящая любовь возможна только внутри общины. А когда я начал путешествовать, смотрю: мир-то не такой черно-белый, оказывается.

— Утром я выхожу на трассу, ловлю попутку. Например, из Дегтярска в Ревду меня подвез один хороший человек из Нового Уренгоя. И подвез до пожарной части. А мне в любом городе первым делом нужно попасть в пожарную часть. Потому что там я ночую. Оставил там большой рюкзак с вещами, и налегке гуляю по городу. Ближе к вечеру заночую там, а потом дальше поеду.

— С МЧС-сниками я познакомился в Магаданской области. Мы с одним товарищем переходили горную речку вброд. Она сама по себе ничего особенно не представляет, но после дождей разлилась. Нас понесло течением к чертовой матери вниз, у меня из карманов унесло документы, деньги. Товарищ утопил оба телефона, у меня даже обувь снесло. И вот тогда нам помогли спасатели. Я впервые побывал в пожарной части, узнал, что там есть кровати, душ, кухня, а сотрудники доброжелательные. 188-ая пожарная часть у меня в Ревде, по счету.

— Когда у меня мало было в этом деле опыта, вопрос с ночлегом я решал снизу вверх. Это неэффективно, официально же это нельзя, и многие начальники боятся, что их накажут. В 30 процентах случаев мне отказывали. А потом я стал действовать через главное управление. В Свердловской области разрешение впервые оформили документально (до этого хватало устного распоряжения). И вот теперь я езжу с бумажкой, где написано: «С июня по август по городам Свердловской области путешествует член Русского географического общества Иван Ширяев. Прошу при обращении Ивана оказать ему содействие в организации ночлега в пожарной части. Начальник ГУ, генерал-майор Заленский».

piligrim08
Иван уверен: если к людям относиться с добром, они ответят тем же.

— Ничего такого особенного в том, чтобы быть членом Русского географического общества, нет. Просто звучит гордо. Мне понравились проекты РГО, особенно связанные с волонтерской работой в Арктике. Возможно, я воспользуюсь этим: еще в прошлом году я хотел попасть в Ямало-Ненецкий округ.

— С людьми у меня проблем в дороге не случалось ни разу, хотя люди встречаются всякие. Недавно ко мне один мужик приставал. Хотел близости. Даже такое бывает. А те, кто считает, что вот, придурок, ерундой занимается — они обычно в лицо ничего не говорят. Бывает интересно читать на сайтах комментарии под публикациями о моих путешествиях: «Налоги не платит, мы за него работаем, а потом будет пенсию требовать». Буду ли ее требовать? Знаете, дожить еще надо до пенсии…

— Вот, например, однажды  в дороге я познакомился с велопутешественником из Волгодонска Александром Гречкиным. Он путешествовал с 81-го года, самый длинный марафон у него был — Питер-Владивосток. 1 апреля этого года его на трассе задавила фура, ему было 73 года — он возвращался домой после веломарафона ко Дню Победы. Жить опасно, куда деваться. Я просто занимаюсь тем, что мне нравится. А там уж, что со мной случится…

— В Туринске я попал на День города. Было очень весело, 415 лет. Народные шествия, костюмированное представление. Самый интересный персонаж проходил в костюме туалетной бумаги. Там же целлюлозно-бумажная фабрика. В Полевском попал на шествие кришнаитов.

— Недавно мне пришло письмо. Один парень пишет: помнишь, я тебя подвозил на грузовике от Ставропольского края до Калмыкии? Вот, говорит, через месяц после этого я уволился с работы, купил рюкзак и поехал автостопом в Азию. И вот он уже три месяца путешествует, выкладывает отчеты в интернете. Такое тоже бывает.

— Я одиночка. Есть, конечно, друзья. Но я не люблю клубы автостопщиков, их сходы, слеты. Они там придумывают какие-то правила, что считать автостопом, что нет. А это тоже своеобразное сектантство.

Фото// Владимир Коцюба-Белых, revda-info.ru

Популярное