Вместо новостройки — в другой барак: переселенцы из ветхого жилья судятся с мэрией Ревды

Чиновники переселяют людей из ветхих бараков в отжившие свое дома на ЖБИ

Две ревдинские семьи, которые из аварийного барака в Совхозе должны были переехать в новостройку на Энгельса, 34, написали в облпрокуратуру заявление на администрацию Ревды. Жители утверждают: новые выделенные им квартиры оказались меньшими по площади, что противоречит законодательству*. Решить проблему сперва пытались полюбовно, но когда им там же предложили одну на всех квартиру без окон, ревдинцы поняли: отстаивать положенные квадратные метры жилья придется в суде. Однако вердикт суда их, мягко говоря, шокировал.

Расселение ветхого и аварийного жилья регламентировано федеральным законодательством (в том числе Жилищным кодексом) и региональными программами. Противоречивым вопросом является площадь нового жилья, которое предоставляют взамен ветхого: в Жилищном кодексе существуют две статьи, на основании которых определяют эту площадь — ст. 50 (исходя из норм жилого помещения, предоставляемых на одного человека) и ст. 89 (исходя из площади ранее занимаемого помещения). Решение зависит от конкретного случая: нуждается та или иная семья в улучшении жилищных условий или нет.

«Туда нас выселяют назло»

По решению суда было отменено постановление о переселении «строптивых» семей в новостройку, и определено новое место жительства — два полуразрушенных дома на ЖБИ, на улице Обогатителей.

— Нашла коса на камень. Они назло нас на ЖБИ выселяют, потому что сказали слово против. А мы ведь от квартир на Энгельса не отказывались, только метражи оспаривали, по закону нас, как и всех ветховиков из Совхоза, должны переселить именно на Энгельса, — говорит Фенуза Ахметзянова.

Фенуза вместе с мужем и двумя детьми до сих пор живет в «двушке» барака №5 на улице Западной в Совхозе. Он единственный из бараков остался в Совхозе: остальные освободили и снесли.

— Сначала нам предлагали квартиры меньше, чем у нас тут, без кухни, потом — комнату без окон, которую мы должны были поделить на две семьи. Я им говорю: «Уж в подвале нам теперь давайте», — говорит Ираида Симонова. Она живет с сыном в том же бараке, что и Ахметзяновы, но на этаж выше.

sovhoz
Ираида Симонова и Фенуза Ахметзянова отказываются переезжать из своего жилья в Совхозе и считают, что в бараки на ЖБИ их выселяют назло — потому что посмели сказать чиновникам слово против. Фото Владимира Коцюбы-Белых, ревда-инфо.ру

Их квартиры — муниципальные, находятся друг под другом, но метраж при этом определен разный. У Ахметзяновых 46,7 кв.м. (сюда включили и их комнату по соседству — без воды и других благ, которую чиновники посчитали однокомнатной коммунальной квартирой), у Симоновых — 41,7 кв.м.

И если разница по метражу с новой квартирой на Энгельса у Симоновых была небольшая (на пару метров меньше), то у Ахметзяновых отняли целых семь квадратов. Квартиры же на ЖБИ, в которые их отправляют, на порядок больше, но, уверены ревдинки, жить там невозможно — по их подсчетам, ремонт будет стоить больше, чем сами квартиры.

— Те дома признавали ветхими еще в 1991 году, они на два года старше, чем наши бараки в Совхозе, но потом все, якобы, нормализовалось, перестали дома быть ветхими, — саркастически улыбается Фенуза. — Областная прокуратура будет оценивать действия администрации. Нам сразу сказали, что жилье на ЖБИ нам выделили не по закону. Не исключают, что будет возбуждено уголовное дело.

«Сюда — только вперед ногами»

Дом №25 на улице Обогатителей, на втором этаже которого выделили большущую «трешку» семье Фенузы Ахметзяновой, встречает нас блеклым облупившимся фасадом, на котором ярким пятном выделяются новые пластиковые окна. Кажется, кое-где кирпичи, из которого дом выложен, рискуют выпасть и унести за собой эти самые окна. Вентиляционные трубы разрушены.

dom
Это — дом №23 на улице Обогатителей. Однако от соседнего №25 он отличается только целыми вентиляционными трубами. Фото Владимира Коцюбы-Белых, ревда-инфо.ру

Соседка, у которой хранятся ключи от потенциальной квартиры Ахметзяновых, поворчав, что «ей в общем-то все это не нужно», впускает нас внутрь, а потом сама начинает рассказывать историю этой жилплощади:

— Здесь все стены лопаются, трескаются, промерзают так, что на них появляется лед. В нашей с мужем квартире каждые два года, а то и чаще, приходится делать ремонт, денег жалко. А тут посмотрите: стена между кухней и ванной выпадает. Мы-то привыкли к таким условиям, 30 лет уже здесь, а если они из аварийного да в аварийное идут… Тут все просвечивает насквозь, мне непонятна политика нашей администрации.

Она не представляется, но не отказывается фотографироваться.

v-kvartire
Фото Владимира Коцюбы-Белых, ревда-инфо.ру

По словам соседей, в этой квартире не жили уже больше пяти лет — с тех пор, как умерли ее последние обитатели, престарелая пара. Столько же, вероятно, здесь и не прибирались. На полу — толстый слой пыли, в углах — паутина. А по всему периметру квартиры разбросаны старые конверты с письмами, счета за коммуналку, пивные бутылки и даже предметы личной гигиены.

gryaz
Фото Владимира Коцюбы-Белых, ревда-инфо.ру

Говорят, город неоднократно пытался заселить сюда жильцов (тогда здесь не было ни электричества, ни санузла), однако те быстро ретировались. Сейчас проблема с санузлом уже решена (прямо в ванную установили еще один новенький туалет — видимо, про запас). Но жить в этой квартире почему-то все равно никто не хочет.

— Администрация пробовала сначала заселять сюда детдомовцев, но они тоже грамотные, умные, знают, что им квартиры положены «под ключ». Им только ключи от нее дали — они сами с фотоаппаратом прибежали и все. За них федералы горой стоят, — говорит соседка. — Вам, если заезжать сюда будете, первым делом батареи менять придется: вздулись все, рванут еще. Ну, и с проводкой что-то делать.

kuhnya
А так в квартире на Обогатителей, 25 выглядит кухня. Фото Владимира Коцюбы-Белых, ревда-инфо.ру

— Я сюда только вперед ногами, — отрезает Ираида Симонова, которая все это время стоит рядом с Фенузой, с «подругой по несчастью», как они друг друга называют.

— Нет, мы сюда не хотим и не поедем, будем и дальше бороться, — вторит ей Фенуза.

— Вы давайте соглашайтесь, я потом таджиков сюда пущу и делов-то! — кричит муж соседки, выглядывающий из входной двери.

«Друг облпрокурора» и его компания

В потенциальной квартире Симоновых, расположенной в соседнем доме №23, нас встречает сразу с десяток человек. Говорят, что живут здесь (в одном из паспортов и правда нашлась прописка), и о возможном выселении им никто не говорил.

pasport
Фото Владимира Коцюбы-Белых, ревда-инфо.ру

С порога видно, что каждая из трех комнат превратилась в мини-квартиру. Но пускать нас внутрь эти люди явно не настроены, а один из них, явно нетрезвый «друг облпрокурора» (так он представился журналистам ревда-инфо.ру) уже готовится вступить в драку с нашим фотокорреспондентом. Приходится в буквальном смысле слова удирать.

kucha-naroda
Фото Владимира Коцюбы-Белых, ревда-инфо.ру

— Мы же здесь уже бывали с журналистами НТВ, — отдышавшись после бегства, рассказывает Ираида, — тогда одна из обитательниц говорила, что живет в этой квартире, теперь — что пришла в гости. Очень интересно.

В настоящее время редакция ревда-инфо.ру пытается получить комментарий у администрации Ревды и областной прокуратуры.

Комментарий юриста

Алексей Чижов, независимый юрист:

— Согласно ст.89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В случае, если дом признан аварийным и орган местной власти принял соответствующий нормативный акт о расселении ветхого дома, жителям при переселении должны быть предоставлены квартиры в соответствии с их правовым статусом, а именно:

  • собственник имеет право на предоставление в его собственность жилого помещения по числу комнат и по площади не менее чем то, которое он ранее занимал;
  • нанимателю жилого помещения должны предоставить квартиру из расчета социальной нормы на одного человека (напомним, каждый субъект РФ сам определяет норму предоставления жилья, в городе Москве, например, социальная норма составляет 18 кв.м. общей площади на одного человека);
  • очередникам, будь то они собственники или наниматели, по их волеизъявлению, при сносе ветхого дома должно быть предоставлено жилое помещение также по социальной норме предоставления.

Если собственник занимает квартиру в ветхом доме, и местные власти приняли решение о сносе и расселении такого дома, снос дома возможен только при согласии всех собственников квартир такого дома.

Если хоть один из собственников квартир в ветхом доме не даст свое согласие на переселение, то никто, ни органы местной власти, ни органы федеральной власти, в том числе суд, не смогут обязать собственника освободить занимаемое им помещение.

Популярное