Поисковики из школы №2 в Орловской области подняли останки трех бойцов

У ребят были карты захоронений 1943 года, но они столкнулись с большими трудностями. Привязок к местности практически не было: за более чем семь десятилетий многие деревни исчезли без следа.

За три недели августовской вахты в Орловской области, под деревней Борилово, десять ребят из юнармейского отряда «Поиск» ревдинской школы №2 и девять их сверстников из режевского отряда «Рысь» (школа №10) подняли на поверхность трех бойцов, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. У одного из них был медальон с вкладышем.

marshrut1
Поисковые отряды из Ревды и Режа ехали по маршруту: Екатеринбург-Москва-Орел-Борилово (раскопки велись в четырех-пяти километрах восточнее поселка). Кликните, чтобы увеличить карту.

Жаркий август 2015-го

Поисковики из Ревды и Режа поехали в Орловскую область не случайно. Там летом 1943 года шли тяжелые бои, в которых участвовал Уральский добровольческий танковый корпус.

DCIM104GOPRO
Ребята из поисковых отрядов, как и все молодые люди, любят делать селфи при каждом удобном и не очень случае. Ожидание на вокзале — дело скучное, если ты не любитель селфиться. В центре — капитан отряда Михаил Желонкин. Фото предоставлено Надеждой Скоропуповой

— Мы состоим в Ассоциации поисковых отрядов «Возвращение», там все строго, они заключают с нами договор. Без договора и без документов ты — черный копатель, тебя могут арестовать, — объяснила руководитель нашего «Поиска» Надежда Скоропупова, режевской «Рысью» командовал директор школы №10 Олег Кузьмин.

За два дня преодолели расстояние от Ревды до Москвы, от столицы до Орла и от областного центра до Борилово. В деревню приехали ночью. Встретили поисковиков радушно, приехал местный мэр, предложили пожить в пустующей школе. Ночевка в здании была первой и единственной. Утром привыкшие к холодному лету уральцы решили жить в палатках на футбольном поле, так как за первую ночь в здании школы измучились от жары и духоты.

IMG_4232
Это, как вы, конечно, поняли Орёл. В смысле город Орёл, областной центр Орловской области, и его символ — птица Орёл, в смысле памятник. Фото предоставлено Надеждой Скоропуповой

Август в этом году на Орловщине выдался по-настоящему средиземноморским: было более 40 градусов жары в тени, в первой половине августа не спасали и ночи, потом стало чуть прохладнее. Дожди можно было пересчитать по пальцам. Особенность почвы — она моментально впитывает влагу, ливень даже пыль не прибьет, а после него нет привычных для нас ручьев.

Под палящим солнцем на открытой местности, где нет ни деревца, работать было можно только рано утром, поэтому поисковики выходили из лагеря в пять утра — до места раскопок было несколько километров.

Увидел кости, испугался и убежал

— Местные жители относились к нам очень хорошо: приносили молоко, картошку, недостатка в овощах не было, — рассказывает Надежда Скоропупова. — Там чернозем, все растет без теплиц.

По словам руководителя, у поисковиков были карты захоронений 1943 года, они их проверяли, устанавливали факты перезахоронений и столкнулись с большими трудностями. Привязок к местности практически не было: за более чем семь десятилетий многие деревни исчезли без следа, а старожилы уже и не знают ничего про указанные в картах населенные пункты. В Борилово поисковики встречались со стариками.

IMG_3875
По всей Орловщине стоят братские могилы с длинными списками имен солдат, лежащих там. Над ними обелиски или памятники солдатам. Как этот, словно махнувший рукой на прощанье. Фото предоставлено Надеждой Скоропуповой

Один пожилой житель села рассказал, как после войны, когда ему было лет 15, ходил собирать оружие, чтобы продать. «Рыл, гранаты нашел, дальше начал копать, а там кости, испугался, бросил и убежал. Яма так и осталась не зарытой», — вспомнил старожил и показал район. Там, по словам Надежды Скоропуповой, бескрайние поля с двух сторон, лесок растет, а между ними участок, похожий на равносторонний треугольник со стороной 150 метров. Встали в цепь, прошли его с металлоискателем. И нашли ту самую ямку, где и лежал солдат!

Двое из заградотряда

На соседнем гороховом поле убрали урожай. Рассказали, что в 1943 году тут полегли 30 человек из заградотряда.

— Фашистов сжимали в кольцо, но его надо было сомкнуть, на это задание бросили спецназ того времени. А поле это такое — ни конца ни края ему не видно, — рассказывает Надежда Скоропупова.

IMG_4049
Из трех солдат, поднятых на поверхность поисковиками, только у одного нашли эбонитовый медальон. Открыли, проверили: вкладыш на месте, быстренько закрыли и отправили на экспертизу. Вдруг прочтут, и у бойца будет имя, если повезет, приедут родственники. Фото предоставлено Надеждой Скоропуповой

Командиром поискового отряда был Миша Желонкин. Технология раскопок была простой: сначала ходили с миноискателем, копали в том месте, где зазвенит. Орловская земля рыхлая на глубину не более 30 см, а дальше идет спрессованная в камень глина. Ее приходилось рубить лопатами. Щуп, которым обычно проходили после металлоискателя, в Борилове оказался бесполезным — его невозможно было воткнуть в твердокаменную почву.

За вахту-2015 уральские поисковики подняли останки трех солдат, которые лежали на поле боя 72 года.

В таких экстремальных условиях на гороховом поле поисковики 13 августа нашли останки солдата, в кармане его гимнастерки обнаружили три десятикопеечные монеты 1936 года, в районе пояса — пуговицу с якорем, пустой магазин от пистолета-пулемета Шпагина, фильтр от противогаза и самое главное — эбонитовый медальон с вкладышем, который сразу же отправили на экспертизу.

15 августа подняли второго солдата, его, видимо, засыпало землей, находился на глубине 60 см. Рядом с останками нашли много патронов и различных приспособлений для противотанкового ружья, скорее всего, погибший боец был стрелком или заряжающим противотанкового ружья.

IMG_4036
Найденные останки ребята упакуют в специальные мешки, на каждом будет ярлычок с информацией, где найден боец, как он лежал, какие предметы были найдены рядом. В конце вахты поисковики в честь погибших солдат, останки которых подняли, проводят вечер памяти, зажигают свечи, поют душевные песни у костра. Фото предоставлено Надеждой Скоропуповой

— Он был в каске, в руке — ручка от противотанковой гранаты, саму гранату тоже нашли, он ее накрутить на ручку не успел, то есть граната была не на боевом взводе, — рассказала Надежда Скоропупова. — Если бы успел, то мы бы такую гранату не тронули…

Как объяснила Надежда Анатольевна, определили бы GPS координаты и передали информацию об опасной находке саперам через руководителя бориловского поискового отряда «Костер» Николая Красикова. Так и сделали, когда нашли неразорвавшуюся противопехотную мину.

Обелиск на Мымринском кладбище

К Надежде Скоропуповой перед отъездом из Ревды обратилась женщина, которая разыскивала могилу своего отца Владимира Александровича Мамаева. Когда-то была похоронка, но она потерялась. Женщина помнила, что отец похоронен в Орловской области, вроде бы, в деревне Кобылино. Надежда Анатольевна уже на месте выяснила, что в Орловской области деревни Кобылино нет и никогда не было, а есть деревня Кобыльская. Однако всех, кто там был похоронен, перезахоронили. Надежда Скоропупова вместе с коллегой-поисковиком Николаем Красиковым колесили по Орловщине в поисках Владимира Мамаева.

— Мы нашли Владимира Александровича в деревне Мымрино, на Мымринском кладбище. Несмотря на название, оно шикарное, сделан красивый вход, слева от него ухоженный обелиск 33 солдатам, — рассказывает Надежда Скоропупова.

Поисковики привезли родным землю с могилы в гильзе от «сорокопятки». Теперь ждут официальное письмо из военкомата, чтобы торжественно вручить родным. Надежда Анатольевна сфотографировала фамилии на братских могилах, пока искала Владимира Мамаева.

— Там похоронены в основном танкисты-уральцы, вдруг кто-то увидит родное имя, — объяснила она.

IMG_4064
Эти предметы удалось найти поисковикам в августе 2015 года рядом с останками солдат, принявшими последний бой в районе нынешней деревни Борилово, что на Орловщине. Фото предоставлено Надеждой Скоропуповой

С вахты-2015 ребята из «Поиска» привезли штык от винтовки. А все, что нашли, отдали местным поисковикам. Они собирают боеприпасы, оставшиеся с войны, чтобы отлить из них колокол. Реставрируют церковь. Когда разбирали завалы в церкви, нашли склад немецких боеприпасов. А еще орловские поисковики из металлических предметов, найденных в местах боев, отливают памятные медали и дарят родственникам тех, кого удалось найти и опознать.

Ребята зажгли свечи памяти в честь трех бойцов, останки которых нашли. Позже их торжественно похоронят. А пока есть надежда, что один из них все-таки обретет имя.

Популярное