Памятник жертвам политических репрессий в Ревде постепенно превращается в комплекс памяти

Теперь он включает в себя мраморный десятитонный камень с символикой Ассоциации жертв политрепрессий и пилоны с именами 73 ревдинцев. Расширение продолжается

Сегодня, 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, у храма Архистратига Михаила на Угольной горе прошел митинг, где были официально открыты плиты с именами 73 ревдинцев, расстрелянных во время сталинских репрессий (всего, по официальным данным, известно о 140 именах). Теперь у памятника жертвам политрепрессий, мраморного десятитонного камня, установленного еще три года назад, появились мраморные пилоны — и он начинает превращаться в целый комплекс памяти.

На митинг, организованный по случаю открытия пилонов и Дня памяти, несмотря на морозный ветер прибыли не меньше двадцати человек: дети и родственники репрессированных, ревдинские депутаты и гости из Екатеринбурга. Митинг начался в полдень. Выстроился почетный караул кадетов школы №1, слово взяли организаторы.

Председатель ревдинской Ассоциации жертв политических репрессий Владимир Масютин, пройдя мимо пилонов с именами и как бы обозначив фронт проведенных работ, вспомнил ревдинку, которая за свой счет и своими силами привезла в Ревду из Полевского «кусок скалы», который впоследствии стал частью комплекса. Ее звали Елена Каражева, она — дочь репрессированных. Не так давно ее не стало — скоропостижно скончалась из-за болезни. А потом отметил, что с 2007 года, с момента основания ассоциации в Ревде, главной задачей активистов было создание здесь этого памятника.

masyutin
Председатель ревдинской Ассоциации жертв политических репрессий Владимир Масютин считает, что возведение таких памятников — обязанность государственной власти всех уровней. Фото Владимира Коцюбы-Белых, Ревда-инфо.ру

Масютина часто спрашивали, зачем это нужно, ведь на 12-м км Московского тракта уже есть целый мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий, и он всегда отвечал по-разному, а теперь — говорит однозначно:

— Потому что ревдинские рабочие, 30 с лишним человек, были арестованы, расстреляны и закопаны на 12-м км. А за этой оградой, — Масютин показывает в сторону «Демидов-центра», — есть экспонаты в виде металла, который делали эти самые рабочие. Тогда они жили в этом городе, мечтали, детей растили и стремились к лучшей жизни.

Кстати, по словам Валерия Черкасова, председателя областной Ассоциации жертв политических репрессий, который специально прибыл на митинг в Ревду, сейчас администрация Екатеринбурга активно изыскивает средства на расширение комплекса памяти на 12-м км.

kompleks
Вот так выглядит комплекс памяти жертв политических репрессий на 12-м км Московского тракта. Фото// pmem.ru

Нужно увековечить имена более 2,5 тысяч человек, это 59 плит, каждая из которых стоит порядка 40 тысяч рублей. В общем, нужно 2,4 млн рублей, а это немало даже для столицы Среднего Урала.

oblast
Председатель областной Ассоциации жертв политических репрессий Валерий Черкасов, прибывший на митинг, похвалил ревдинскую Ассоциацию за «неугомонность». Фото Владимира Коцюбы-Белых, Ревда-инфо.ру

Проблему финансирования переживает и Ревда.

Уже в личном разговоре с журналистом Ревда-инфо.ру Владимир Масютин рассказал, что сперва на памятник деньги буквально наскребали — спонсоры к этому делу подключаются неохотно. Десять тысяч рублей (на проект) члены ревдинской Ассоциации достали из своих карманов. А потом решили «тормошить» ревдинскую администрацию, потому что, считает Масютин, возведение таких комплексов — обязанность государственной власти всех уровней. И деньги начали выделять. Только в 2012 году, спустя пять лет со дня своего создания, Ассоциация получила полсотни тысяч рублей, которые пошли на заливку фундамента. И комплекс был открыт в ноябре. А в этом году власти выделили 203 тысячи, именно на эти деньги поставили пилоны с именами.

pilon
На установленных плитах — имена 73 ревдинцев, расстрелянных во время сталинских репрессий. Всего, по официальным данным, известно о 140 именах. Их нанесут тоже — когда закупят другие плиты. Фото Владимира Коцюбы-Белых, Ревда-инфо.ру

В планах Ассоциации — докупить пилоны, чтобы увековечить память остальных 67-ми человек, и — организовать реальный комплекс. Рядом с этими пилонами планируют поставить стенку, на которой будет еще 230 имен — узников лагерей ГУЛАГа из Ревды. А еще — памятник детям, пострадавшим от политрепрессий родителей (правда, для него пока еще не нашли место). Владимир Масютин — в их числе (он родился в лагере).

Масютин говорит, что дети репрессированных до сих пор не могут отойти от того, через что прошли — поэтому не очень доверяют людям. А отсюда, возможно, проблемы с финансированием этой инициативы — боятся, что их обманут, и лишний раз не просят помочь.

vozlojeniye
Все время, пока шел митинг, в почетным карауле стояли кадеты школы №1. В конце они положили у памятника еловые ветви и украсили их красными гвоздиками. Фото Владимира Коцюбы-Белых, Ревда-инфо.ру

Митинг завершился панихидой. А затем всех собравшихся пригласили в кафе «Уралочка» — на поминальный обед: поговорить, повспоминать…

Для памятника не было места

Когда председатель ревдинской Ассоциации жертв политических репрессий Владимир Масютин искал место для памятника, он, как сам говорит, сперва обошел весь город, а потом обратился в краеведческую комиссию с просьбой помочь ему найти подходящее. Ответ был однозначным: такого в Ревде нет.

В свою очередь, администрация Ревды предлагала разместить памятник жертвам политрепрессий у Дворца культуры. Потом выяснилось, что в предложенном месте проходят подземные коммуникации.

А место у храма Архистратига Михаила Масютин выбрал случайно — гулял, от безысходности поднялся на Угольную гору и понял, что это то, что надо. Поговорил с настоятелем храма отцом Алексием, тот не отказался.

Популярное