Ватный Дед Мороз, открытки-картины, стеклянный самовар — каким был Новый год нашего детства?

Теплые и душевные воспоминания читателей и сотрудников «Городских вестей», которые могут помочь вам вновь поверить в чудеса.

А помните, как в детстве Новый год пах мандаринами и дымом от бенгальских огней? Помните, как на уроках труда клеили бумажные гирлянды и снеговиков из ваты? А как 31 декабря просыпались с ощущением приближающегося праздника, и оно не покидало весь день, пока вы разбирали подарки под елкой и уплетали конфеты за новогодним столом?

Новый год нашего детства, несомненно, был самым счастливым и самым лучшим. Наверное, это просто зависит от возраста. Сегодня мы больше озабочены тем, как бы накрыть стол не хуже других и успеть сделать всю работу до боя курантов. Многие жалуются, что ощущения праздника нет, и не появляется, как ни старайся. Мы решили в этом году вспомнить, как мы праздновали в далеком детстве. И попробовать вернуть друг другу волшебное ожидание чуда.

Месяц назад мы объявили о сборе фотоснимков, старых елочных игрушек и открыток. Откликнулись читатели и сотрудники редакции. И вот что у нас получилось.

А Дед Мороз — Станислав Вавилов

Наталья Осадчая поделилась старыми новогодними открытками и елочными украшениями, а еще — старыми фото своей семьи. Самая «пожилая» поздравительная открытка была напечатана в 1953 году. Есть в коллекции интересные игрушки: сказочный домик, совенок с попугайчиком, а самое главное новогоднее украшение советских времен — Мальчиш-Кибальчиш в буденовке.

— Мы раньше жили в своем доме, — рассказывает Наталья Викторовна. — Под новый год папа выпускал в огород нашего кота, а нам потом дарил морковки. При этом указывал на следы на снегу в огороде и говорил, будто такие подарки нам принес зайчик из леса. Знаете, сколько радости у нас было!

Еще Наталья Осадчая показала нам новогодние фотографии, где она снята с дочкой Еленой. На одном снимке Елена с Дедом Морозом, в роли которого — известный ревдинский артист Станислав Вавилов. На другом — Елена с морским осьминогом, которого сыграл артист Максим Шевчук.

vavilov

Снегурочка, которая приносит подарки

skl

Стеклянные советские игрушки и пластмассовую Снегурочку показала нам Анастасия Склюева. Они остались еще от ее бабушки, а сейчас лежат дома, в коробке. Все покупные: раньше они стоили 10-15 копеек.

— Елку мы не ставим лет тринадцать, — рассказывает Анастасия. — Выросли уже из этого, а раньше елочка всегда посередине комнаты стояла.

Любимица девушки — Снегурочка. Наверное, потому что она приносит подарки. Когда-то вместе со Снегурочкой под елкой стоял и Дед Мороз, но елку наряжать перестали, и Дедушку отдали знакомым.

Свердловские памятные открытки Валентины Юровских

Открытки двадцатилетней давности принесла в редакцию Валентина Юровских. На них — дети, деды морозы и медведи в снегу. Похожи на миниатюры картин, красочные и отчего-то теплые: наверное, потому, что хранят воспоминания. Каждая со словами поздравлений на обратной стороне. Все они были подарены Валентине: самая ранняя датирована 1957 годом.

— Раньше мы всегда друг другу открытки дарили, на все праздники, — рассказывает Валентина. — Здесь даже есть открытки, которые мне еще папа и мама дарили, а одна пришла от Деда Мороза.

yur

Они уже немного выцвели, а белый картон теперь желтый. Уголки у пары открыток немного помяты, есть несколько заломов. Это неудивительно: некоторым из них полвека. А выбрасывать жалко — слишком красивые, сейчас таких нет. Правда, все открытки екатеринбургские, а точнее сказать: свердловские.

— Сейчас открытки не покупаю, — признается Валентина Юровских. — Да и традиции их дарить нет, раньше на это мода была. Сейчас все поздравления по телефону.

Бабушка Зоя сохранила мою открытку

otkr

Наш читатель Сергей Едугин принес открытку с куколкой Снегурочкой, которую случайно нашел в доме, перешедшем к нему по наследству. В ней 47 лет назад с Новым 1969 годом 11-летний Сережа поздравлял бабушку Зою Ивановну Николаеву, которая тогда жила на улице Демьяна Бедного, а потом переехала к родным.

— Надо же, бабушка Зоя сохранила мою открытку! Так приятно, видно, дорога ей была, — сказал Сергей Владимирович.

Он рассказал, что Зоя Ивановна была не совсем его бабушкой, она его тёте приходилась тётей, просто тогда было принято, если старенькая родственница, то, значит, бабушка.

Самоварчик от Зайчика

Учитель из школы №2 Людмила Князькина принесла нам две елочные игрушки и пять открыток времен своего раннего детства — 60-х годов ХХ века. Людмила Владимировна говорит, что ее дедушка, Иван Григорьевич Князькин, когда приносил какой-нибудь гостинец, всегда говорил, что его Зайчик передал.

— Вот этот Самоварчик мне Зайчик передал, — вспоминает Людмила Князькина, разворачивая салфетку и вытаскивая серебристое стеклянное чудо с чайничком, краником и ручками.

ot-zayki

Следующая елочная драгоценность — Земляничка, она, по словам Людмилы Владимировны, будет постарше. Земляничка, будто только что с садовой грядки, такая вся пышная, спелая, с ямочками и семечками — так и просится в рот.

— Тогда, в начале 60-х делали игрушки, которые должны походить на настоящие, тогда абстракционизма и модернизма не было, как, к примеру, в 70-е, когда стали делать стилизованные игрушки, — рассказывает Людмила Князькина. — Самовар даже стоит на столе, а Ягодку съесть хочется. Домики, как настоящие были: снег нависал и окошки светились.

Приключения серебряного гуся

gus

Наша читательница Наталья Маточкина принесла на конкурс изящного серебристого гуся из ваты, когда-то он был покрыт перламутровой краской, а сверху — серебряное напыление, как снежок. Клюв, шея и хвост коричневые, лапы оранжевые, а крылья — синие с оранжевыми перышками. На еловой ветке он смотрится необычно: вытянул шею, будто потянулся за особенно сочной травинкой. Наталья Валентиновна говорит, что гусь хранится в ее семье он уже полвека, а до этого был у ее бабушки — Ольги Григорьевны Шаляевой, а бабушке достался от ее бабушки…

— Давно-давно гуся храню, помню его с 10 лет, мне уже 59, — рассказывает наша читательница. — Над ним здорово «потрудились» внуки. И зачем я им только его дала?! Такая реликвия!

По словам Натальи Маточкиной, еще был пастушок с веточкой, голова пластмассовая, а туловище тоже из ваты.

— Пастушок веточку так держит, как будто пасет гусей или свиней, я пастушка и гуся на елку всегда вместе весила, сказку про них придумывала, — вспоминает Наталья Валентиновна.

Пластмассовый Дед Мороз за 40 копеек

puzОля Пузанкова с мамой Ириной принесли в редакцию пластмассовых Деда Мороза и Снегурочку. Ирина рассказала, что их во время ремонта отдала мама подруги. Они хорошо сохранились. Внизу выдавлена цена: Дед Мороз стоил 40 копеек, а Снегурочка — 70 копеек.

— Она их выкинуть хотела, а я увидела, и попросила отдать. Я хорошо помню, что такие же стояли в детстве и у нас под елкой, — говорит она. — У нас и свои сохранились, звезда на верхушку елки, в бусинах, еще начала века, ее хранят в коробке, как память. Помню игрушки из детства: стеклянную Красную Шапочку на прищепке, которую цепляли к веткам.

А школьница Оля рассказала, что свою современную елку украшает самодельными игрушками. Гирляндами из бумаги, картонной елочкой с пластилиновыми «шариками».

Кульки для подарков клеили из газеты

surn

Валентина Сурнина (Панкратова):

— Помню новогодние праздники в 1953-54 годах. Мне было тогда семь лет. В те времена была традиция устраивать праздник Новогодней елки в каждой семье.  Приглашали друзей детей, соседских детей. Собиралось по 10-12 ребятишек. Ставили настоящую елку, от которой исходил чудный  хвойный запах. Елку украшали многочисленными самодельными игрушками. Были стеклянные шары, бусы, ватные и медные фигурки зверей, ватный снег на ветках. Роль Деда Мороза исполнял кто-то из родителей. Костюмов, конечно, не было. Приходилось использовать вывернутый мехом вверх тулуп. Ватная борода и усы.  Посох — черенок от лопаты. Кульки для подарков клеили из тетрадных листов или сшивали из нескольких слоев газеты. Были традиционные хороводы, игры и стихи Деду Морозу. На этом фото (декабрь 1965 года) мне 17 лет, я — студентка педагогического института. Играю Деда Мороза в яслях №14 (ныне школа «Истоки»). А костюм такой, чтоб дети не пугались.

Стеклянный Гагарин и открытки пятидесятых

Эти открытки принесла в редакцию почтальон «Городских вестей» Наталья Поварницына. Цветные были выпущены после 1980-х, а вот черно-белой открытке в прошлом году стукнуло 60 лет! Все подарены семье с теплыми пожеланиями родственниками. Эти открытки Наталья Николаевна передала в дар редакции. Говорит, у нее таких еще много, пусть, мол, порадуются раритету те, кто про него уже забыл. А еще она подарила нам ватные елочные игрушки в форме птиц, ровесников черно-белой открытки, и хрупкую фигурку Гагарина.

starotkr

— У меня и игрушек полно, — признается Наталья, — но многие потрепались уже, как-то стыдно их вам дарить. Есть, к примеру, стеклянные шары, мишка, который лезет на дерево (очень популярная в свое время игрушка). У меня мама работала в магазине «Детский мир», он раньше напротив «Уюта» на Мира был, и недостатка в игрушках, елочных в том числе, у нас не было. Сейчас у меня пять внуков, елку с удовольствием наряжаем!

Незабываемый конфетный вкус и ловкий волшебник

perm

Валентина Пермякова, выпускающий редактор «Городских вестей»:

— Новый 1991-й год, утренник в детском саду. Мне пять лет, наряд — костюм клоуна, сшитый заботливым отцом-портным, и «грим» из маминой губной помады. Отчетливо помню вкус и аромат шоколадных конфет «Белочка». Помню, как прилепляли к потолку «дождики» на смоченном в клее кусочке ваты. Как клеили бумажные гирлянды для елки в детсаду. И как водили хороводы в полутемном зале (свет гасили, чтобы видны были огоньки). И еще помню конфеты, которые мы с братом находили на балконе — их незаметно «приносил» Дед Мороз (как он забирался на пятый этаж, так и осталось загадкой).

Желаю каждому в Новом году пробудить в сердце то особенное ожидание новогоднего чуда, которое когда-то дарили нам мамы и папы. Пусть и сейчас вам искренне верится в сказку и волшебство!

Кусочек красной мантии

semМария Семинтинова, корреспондент «Городских вестей»:

— 1998-й год, мне четыре года, я очень жду Деда Мороза со Снегурочкой, а время идет так медленно!.. В детстве Новый год всегда был для меня волшебным временем, которое ассоциировалось с запахом хвои. Дедушка каждый год приносил из леса стройную елочку, ее ставили у меня в комнате, и она стояла до Старого Нового года. А подарки появлялись под ней с завидной регулярностью — и не только в праздники. Позже ее сменила искусственная елочка, и свое самое запоминающееся письмо Деду Морозу я писала именно при ней. Просила коня, почему-то кожаного. Ну, волшебник так и сделал — подарил коллекционного, посадив его на еловые ветки. А я не спала и подглядывала: из-под одеяла было видно только валенки и кусок красной мантии. Как только Дедушка ушел, я принялась уплетать конфеты, шурша упаковками, а родители переглядывались друг с другом и хихикали, как дети.

Друзья, пусть и сейчас наш Новый год будет таким же легким и беззаботным, как раньше, ведь в суете рабочих будней иногда так хочется волшебства!

«Невеселая Красная Шапочка — это я»

kaps

Ирина Капсалыкова, корреспондент «Городских вестей»:

— Это новогоднее представление в Доме пионеров. Помню пригласительный со снегирями, возможно, это 1977 год. Мне 11 лет, захотелось нарядиться в костюм Красной Шапочки, даже лукошко было, в нем подарок лежал. А эта малышня захотела сфотографироваться с Красной Шапочкой, только саму «девочку из сказки» о ее желании не спросили. Результат — на лице. Пусть в 2016 году у всех «красных шапочек» будет отличное настроение, пусть они чаще улыбаются и заразительно смеются. Пусть никакие «волки» никогда их не обманут, а «охотники» всегда выручат в трудной ситуации! Пусть добро побеждает зло не только в сказках!

«Мы до сих пор украшаем семейную елку»

yolkaНаталья Кропотова, начальник отдела распространения:

— Эта фотография была сделана 31 декабря 1988 года. Здесь я и моя сестра Аня. Мой папа, Василий Викторович Ищенко, увлекался фотографией и по новогодним фотографиям можно смотреть, как мы с сестрой росли. А елка наша — это вообще семейная реликвия! Мы с ней ровесницы, когда-то бабушка подарила нам ее, и до сих пор каждый год мы с родителями украшаем ее, сохранились стеклянные игрушки, а звезда и гирлянда — это папино творчество, там каждая лампочка выкрашена разноцветным лаком. Вот и наступающий 2016 год моя семья встретит с этой елкой. Она волшебная! Хочу пожелать всем, чтобы в ваших семьях было тепло и уютно, и никто никогда не болел.

Новая жизнь Дедушки Мороза

zot

Мария Зотова, дизайнер «Городских вестей»:

— Этот красивый Дед Мороз живет в семье старших Зотовых 27 лет. Мама моего мужа, Надежда Григорьевна, возвращаясь с родственниками со свадьбы дочери, увидела на мусорке около Дома ребенка эту игрушку. Было просто удивительно: Дед Мороз выглядел вполне респектабельно, так почему же его оставили на мусорке? Было решено дать Дедушке Морозу вторую жизнь. С тех давних пор он поселился в семье. Каждый год в конце декабря мама Надя достает Деда Мороза и ставит около елки к огромному удовольствию всех ребятишек и взрослых. Всегда, когда вижу украшенную к новогоднему празднику комнату, испытываю искреннюю благодарность к свекрови за ее доброе сердце и умение так легко и просто укреплять традиции семьи.

Популярное