Филологический дзен и другие методы подготовки к ЕГЭ

Блог журналиста Ксении Бугровой, семь лет назад сдавшей ЕГЭ по русскому языку и литературе на сто баллов.

ege

Автор: Ксения Бугрова, журналист, в 2009 году сдала ЕГЭ по русскому языку и литературе на 100 баллов

Я и мои ровесники были вторым выпуском в нашей области, который прошел через обязательный кусачий ЕГЭ. Тогда, в 2009 году, госэкзамен еще казался чудищем, которое «обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Мой способ противостояния ему — самый скучный и не волшебный: системная многолетняя борьба, начавшаяся задолго до появления зубастого противника.

Но глупо убеждать вас в том, что нужно с первого класса читать все заданные на лето книжки (а еще лучше – что-то и сверх программы), самостоятельно писать сочинения, а не тырить чужие мысли из интернета. За месяц до экзаменов это никому не интересно. Поэтому попробую изложить, что может помочь в экспресс-подготовке к русскому и литературе.

Постигните филологический дзен, приняв, что эти два предмета продолжают и дополняют друг друга.

Что делала я: Читая книжки, отмечала сложные случаи орфографии, пунктуации, запоминала новые слова.  А, например,  заучивая то, когда обособлять неоднородные определения, знала: правильно поставленная запятая как очерченные хайлайтером скулы и лоб. Нужный знак создает впечатление завершенности моего мыслеобраза. Кроме того, грамотность, насколько помню – дополнительный балл за сочинение по литературе.

Обернитесь фаерволом, который пропускает только нужную для учебы информацию.

Пусть интернет и телевидение станут по-настоящему учебными инструментами. Никаких «пикабу», «вконтактиков», «подслушано», «холостяков» и прочей ерунды. Они не помогут объяснить, как понимает счастье Наташа Ростова или почему Базаров и Кирсанов отрицают общепризнанные ценности.

Займите освободившееся время чтением программных произведений, плюс начитывайте короткие рассказы отечественных и зарубежных авторов (Шукшин, Улицкая, Полонский, Моэм, Брэдбери и др.): объем маленький, а мысли – будущие аргументы для сочинений — объемные.

Что делала я: Вспоминала школьную программу, штудировала критику (в сочинениях нужны стандартные аргументы правильных авторов вроде Добролюбова с его «лучом света в темном царстве»), глотала маленькие произведения десятками, записывая в тетрадку имена и основные тезисы (иначе в моей угнетенной голове все путалось).

Сходите на дополнительные занятия к грамотному педагогу. Лучше к чужому, а не к родной учительнице русского: незнакомые филологические взгляды и методы эффективней причешут взъерошенную теорию, которая копилась и трепалась последние 10 лет.

Что делала я: Записалась к стремительной и хваткой Галине Борисовне, тогда она работала в 28-й школе и кроме обычных русского и литературы вела вузовские курсы. В толстую красную папку с конспектами тех занятий поглядываю до сих пор.

Найдите умных и доброжелательных собеседников, с которым сможете тренировать стройность мыслей.

Что делала я: Мучила домашних. С дедулей обсуждала информационную картину дня (набирала актуальные аргументы из жизни). С мамой спорила насчет произведений современной и классической литературы. С бабулей говорили о нравственном и духовном, в ее толковании я знаю многие библейские притчи.

Все перечисленное банально, но действенно. При условии, что вы сами готовы работать на будущие баллы и одолевать ЕГЭ. И хотя экзамен, как любит повторять моя мама, — это лотерея, вы в силах увеличить число выигрышных билетов.

Реклама.
Реклама.

Популярное