Ревда возвращается к одноглавой системе управления, при этом жителям не дадут право выбирать мэра самостоятельно. Главу округа, он же сити-менеджер, будет назначать Дума — на конкурсной основе. Соответствующие поправки в устав городского округа предстоит внести до грядущих выборов: сначала их вынесут на публичные слушания, которые состоятся уже 3 июня, а затем — на очередное заседание Думы. И то, и другое только формальность, потому что нововведения регламентированы изменившимся областным законодательством. Все, что остается, — принять их.
Ключевые изменения в Устав Ревды продиктованы двумя новыми областными законами. Один был принят в декабре и меняет срок полномочий депутатов представительных органов в городах Свердловской области с четырех лет на пять. Второй закон утвердили в марте, и он внес поправки в правила избрания органов местного самоуправления всех муниципальных образований области, кроме Екатеринбурга, Нижнего Тагила и четырех ЗАТО.
Главу Нижнего Тагила, согласно закону, избирают горожане, он возглавляет местную администрацию. Главу Екатеринбурга и ЗАТО Свободного, Уральского и Новоуральска также выбирают жители, он становится одновременно спикером Думы и имеет на ее заседаниях решающий голос. А в ЗАТО Лесном глава города будет избираться из числа избранных депутатов гордумы.
Внесенные изменения начнут действовать после выборов — то есть, после 18 сентября 2016 года. Главное нововведение — в Ревде упраздняется двуглавая система управления, полномочия мэра и сити-менеджера будет исполнять один человек. Его выберет Дума, но не из числа своих членов, как был избран действующий мэр, а из кандидатов, которых назовет конкурсная комиссия (как был назначен действующий сити-менеджер Михаил Матафонов).
Это значит, что глава может быть не только не ревдинцем, но даже и не екатеринбуржцем, как Матафонов, — если обратное не пропишут в порядке назначения главы (пока не принятом). И нового мэра жителям, вероятнее всего, представят уже постфактум, когда он вступит в должность.
Новый глава округа будет высшим должностным лицом со всеми полномочиями, прописанными в законе о местном самоуправлении, главное из которых — право налагать вето на решения Думы. Глава так же, как и Дума, будет работать пять лет. Ему доверят представление интересов округа на внешнем уровне и назначение (и освобождение от должности) начальника Управления образования — ведомства, которое распоряжается львиной долей средств городского бюджета (пока назначается Думой).
Депутаты, избранные 18 сентября, будут работать под началом спикера, которому закон позволяет осуществлять свои полномочия на освобожденной основе — то есть, работать председателем Думы.
Конкурсную комиссию, которой доверят представление кандидатов на должность главы Ревды, будут формировать депутаты (половину) и администрация губернатора. Кое-кому из действующих депутатов данный факт кажется обнадеживающим. Например, самовыдвиженец Анатолий Сазанов, неделю назад вступивший в думскую фракцию «Единой России», уверен: «человек от губернатора» сможет найти прямой выход на областную власть, но многое будет зависеть и от личности этого человека.
— Мне не очень нравится эта идея, мне больше нравится, когда мэра выбирают всенародно. Однако я понимаю, чем это продиктовано, — говорит он. — Возьмем Думу Режа: там сейчас депутаты «бодаются» друг с другом уже полтора года, и за это время потеряли все возможности для участия в областных программах. А это «стояние на реке Угре» хуже всего: потому что в городе вообще ничего не делается. И вот я представляю, как мэр Режа приедет к губернатору с какой-нибудь просьбой: добьется ли он вообще аудиенции в нынешней ситуации? Ну а если губернатор сам назначит в муниципалитет своего человека, у такого человека наверняка будут шире возможности для сотрудничества с областными властями. Да, с одной стороны прижимают демократию. Но с другой стороны — у мэра Ревды будет прямой выход на губернатора. В любой случае, мы изменить ситуацию не сможем, нас ставят в рамки областными законами.
Публичные слушания состоятся 3 июня в зале заседаний по адресу ул. Азина, 70а, начало в 15.00.
В Ревде всенародные выборы мэра были отменены депутатским созывом 2004-2008, имевшем СУМЗовское большинство. Депутаты в 2005 году провели поправки в Устав, согласно которым в дальнейшем мэр должен избираться из числа депутатова. Таким образом в 2008-м году главой Ревды стал депутат от СУМЗа, бывший начальник электроцеха Владимир Южанин, и был назначен первый сити-менеджер; в 2012 году мэром выбрали депутата Геннадия Шалагина (экс-начальник железнодорожного цеха, прошел в Думу по округу №1), которого затем сменил «единоросс» Андрей Мокрецов.Размышления о грядущих выборах. Блог депутата Тамары Киневой
Реформа местного самоуправления в части изменения порядка избрания мэров продолжается в России два года, и берет свое начало в федеральном центре, где: а) была законодательно закреплена возможность выбирать мэров городов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией (то есть, попросту назначать); б) право менять схему управления городами отдано областным думам и губернатору.
В 2015 году Заксобрание Свердловской области в три приема заменило выборы мэров их назначением на конкурсной основе в нескольких муниципалитетах, в том числе, в Ивделе, Березовском, Полевском, Красноуфимске, а также в Каменске-Уральском, где уже в конце марта текущего года мэром был назначен замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексей Шмыков. Причем, в ряде городов инициатива исходила снизу: например, Дума Первоуральска большинством голосов приняла обращение к ЗакСо с просьбой ввести в городе конкурсную процедуру назначения мэра. Правда, в «большинство» голосов вошли депутаты-«единороссы».
А год назад в ЗакСо начали говорить об отмене выборов вообще во всех городах региона. Первоначально проектов закона, изменяющих порядок выбора глав муниципалитетов, было три.
Альтернативы принятому в итоге проекту предложили депутаты ЗакСо Евгений Артюх («Партия Пенсионеров») и Андрей Альшевских (на тот момент член КПРФ). Они настаивали на том, что выборы в муниципалитетах региона должны быть всенародными, иначе города ждет социальная и политическая нестабильность. А главный аргумент их оппонентов — то, что «каждый второй рубль в доходах свердловских МО является субвенцией», а потому нужно «сбалансировать» ответственность между местными и областными властями, об этом сказала один из авторов законопроекта «о конкурсных мэрах», депутат-«единоросс» Галина Артемьева.
В результате в марте на пленарном заседании поправки прошли три чтения в Заксобрании (с минимальным перевесом большинства), были подписаны губернатором и вступили в силу.
Кроме оппозиционных депутатов ЗакСо, категорически против нововведений высказался всенародно избранный в 2013 году мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.
Вопрос от редакции
Назначение мэра Ревды на конкурсной основе — хорошо или плохо? И почему?