Николая Смовжа обязали возместить моральный вред родственникам своих жертв

Все имущество предпринимателя пойдет с молотка, если он не заплатит по искам добровольно.

sm
Николай Смовж (справа) и его охранник Павел Козлов на оглашении приговора в областном суде 23 мая. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Признав 23 мая ревдинского бизнесмена Николая Смовжа виновным в серии тяжких и особо тяжких преступлений, Свердловский областной суд удовлетворил также исковые требования потерпевших о возмещении морального вреда. Смовжу, приговоренному к 19 годам колонии строгого режима, предстоит выплатить восьми родственникам своих жертв (из них двое детей) по миллиону рублей, еще одной потерпевшей — полмиллиона (и полмиллиона в ее пользу взыскано с охранника Смовжа Павла Козлова, разделившего со своим боссом скамью подсудимых и признанного виновным в убийстве по его заказу).

Заявленные потерпевшими суммы компенсаций были уменьшены судом с учетом «материального положения подсудимого».

В обеспечение материальных требований потерпевших на имущество предпринимателя* сразу после заключения его под стражу (в феврале 2014-го) был наложен арест. Если Смовж откажется платить, все «пойдет с молотка».

На протяжении двух часов чтения приговора, как положено по судебному регламенту, участники судебного процесса и публика — «группы поддержки» подсудимых и потерпевших, многочисленная пресса — стояли, напряженно прислушиваясь к тихому голосу судьи. Николай Смовж, выглядевший откровенно больным, за пуленепробиваемым стеклом «клетки» напрасно пытался скрыть лицо от камер. Услышав наказание, Дарья Шанталина, дочь Смовжа, представлявшая его интересы в суде, судорожно разрыдалась. Отец рефлекторно подался вперед, к дочери, фотографы, пользуясь моментом, защелкали камерами…

— Вам понятен приговор? — обратился судья к подсудимым.

— Понятно, что заказ Горбунова нормально выполнили, — ответил Николай Смовж.

Судебные приставы поспешили вывести людей из зала.

— Коррумпированная прокуратура Свердловской области, хорошо по заказу сработала! — неслось вслед.

Николай Смовж считает, что его «заказал» Александр Горбунов, засветившийся, по данным областных СМИ, в ряде громких рейдерских захватов в Екатеринбурге. Якобы Горбунову нужен «Квартал». По утверждению Смовжа, все претензии на «Квартал» основаны на доле братьев Тихоновых в его бизнесе, которую он, однако, выкупил, когда братьев посадили.

Арестованное имущество Николая Смовжа

Автомобиль УАЗ, автомобильный прицеп, доля 12, 23% в ООО «Летний рынок», доля 100% в ООО «Квартал», доля ООО «Квартал» в размере 23,03% в ООО «Летний рынок»; 110 тысяч рублей и 558 тысяч рублей, изъятые у Смовжа при аресте.

В чем признан виновным Николай Смовж

Расстрел в кафе «Европа»

6 февраля 1994 года днем в кафе «Европа» двое мужчин в масках в упор расстреляли двух молодых людей — Агалакова и Фаршатова. Официально Агалаков вместе с отцом занимались бизнесом, Фаршатов был водителем у них в фирме. По утверждению свидетелей, оба принадлежали к криминальной группировке из Дегтярска, пытавшейся переманить под свою «опеку» ревдинский бизнес, уже «опекаемый» Смовжом. По выводам суда, преступление совершено по заказу Смовжа Утюмовым и Насрыевым (обоих уже нет в живых). Цель расправы — ослабить и напугать конкурентов, укрепить криминальный вес самого Смовжа. В тот день Смовж послал своего подчиненного Д. караулить вход в кафе и сообщить, когда появятся намеченные жертвы, что он и выполнил в точности. Д. знал о готовящемся преступлении, но молчал много лет, потому что боялся «Палыча». Он стал главным свидетелем обвинения. В его отношении уголовное дело по соучастию в убийстве прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Николай Смовж, в свою очередь, утверждал, что убил Агалакова и Фаршатова не кто иной, как Д. с подельником: мол, у него были счеты к Агалакову, избившему до смерти его брата, а Фаршатову досталось «до кучи» (цитата из свидетельских показаний).

Суд назначил по миллиону рублей компенсации морального вреда семьям убитых.

Оружейный клад в лесу

В 1996 году Смовж приобрел у неустановленного лица самодельный пистолет и более 70-ти патронов к нему. Этот пистолет и еще один, а также боеприпасы он с помощниками закопал в лесу, где их и нашли полицейские 2 ноября 2014 года (где искать, указал охранник Смовжа Пупков, «сдавший» своего босса правоохранительным органам, чтобы смягчить наказание себе).

От наказания Смовжа освободили в связи с истечением срока давности по этому преступлению.

Конкурентов — на воздух

Чтобы «запалить» конкурирующий пункт приема металла, Смовж за 50000 рублей нанял некоего Емельянова (тоже промышлявшего металл), тот 10 ноября 2000 года около 2 ночи залил в вентиляционное окно здания бензин и кинул спичку. Произошел взрыв от смеси паров бензина с воздухом. Погибли сторож (о том, что здание охраняется, Смовжу было известно, но это его не остановило) и сам Емельянов. По утверждению Смовжа, он не имеет никакого отношения к этому преступлению.

Смовж освобожден от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Миллион рублей компенсации морального вреда — вдове погибшего сторожа, 34000 рублей в счет возмещения материального ущерба владельцу здания.

«Приедет Палыч, и всем хана»

12 июня 2004 года у одного из знакомых Смовжа в кафе «Пампасы» произошел конфликт с охраной и посетителями, в числе которых был Владимир Смолов. Обиженный, как рассказал один из свидетелей, ретировался со словами: «Щас приедет Палыч, и всем хана». И действительно, через некоторое время к кафе на двух машинах подъехали Смовж, которому «не нравился возрастающий авторитет Смолова, имевшего связи в Екатеринбурге» (из показаний свидетелей), с карабином в руках и его охранники с битами. «Палыч» сходу выстрелил из карабина в некоего К., ранив его в живот, затем, заняв позицию на трибуне стадиона, начал стрелять, уже прицельно (кое-кто из свидетелей приписывает Смовжу фразу: «Не стрелять, он мой!»), в Смолова, попав ему в голову. Смолов скончался через несколько дней в больнице…

Смовж в суде пояснил, что был в хороших отношениях со Смоловым и приехал мирить конфликтующие стороны, но… опоздал. Это убийство взял на себя Ларионов — получив за лжепризнание машину «Форд Фокус» и квартиру. Ларионова осудили к небольшому сроку, но в 2014 году, когда уже шло следствие по Смовжу, оправдали.

Суд обязал Николая Смовжа выплатить 5 миллионов рублей семье Смолова, в том числе двоим детям по миллиону. Кроме того, за вдовой оставлено право обратиться в суд с гражданским иском о возмещении материального ущерба в связи со смертью кормильца.

«Сломать наглушняк»

30 апреля 2007 года около кафе «Бриг» предприниматель К., по утверждению свидетелей, плативший Смовжу за «крышу», уселся в чужую машину, перепутав ее с такси. Сидевшие в машине двое молодых людей, Комаров и Попов, выставили незваного пассажира, тому это показалось обидным, он пожаловался своему «патрону». Смовж приказал своим охранникам Пупкову и Козлову убить наглецов (цитата: «Завалить наглушняк») за 50000 рублей. Пупков и Козлов забили Комарова насмерть битами и ногами (он умер в больнице), а Попова хотели утопить, но по пути к пруду ему удалось вырваться и убежать.

По словам Николая Смовжа, он К. и знать не хотел, того неоднократно выставляли из бара «Корона» за дебоши и в конце концов вообще перестали туда пускать.

Павел Козлов признался, что принимал участие в расправе с Комаровым и Поповым, но это якобы делалось не по заказу Смовжа, который вообще в тот момент отсутствовал в городе — катался на квадроцикле на Шумихе. Из обвинения Козлова суд исключил пункт «покушение на убийство двух и более лиц», так как Козлов не попытался преследовать убегавшего Попова.

Суд назначил компенсацию морального вреда потерпевшим: маме Комарова — по полмиллиона рублей с обоих осужденных, Попову — по 100 тысяч рублей с каждого.

На вопрос журналистов, почему так долго эти преступления оставались нераскрытыми, государственный обвинитель ответить отказалась: «Это целая дискуссия, что сегодня было — то было».

«Приговор основан на недопустимых доказательствах»

Олег Чистяков, адвокат Николая Смовжа:

— Мы считаем, что приговор основан на недопустимых доказательствах, он будет обжалован в Верховный суд. Сейчас мы займемся подготовкой апелляционной жалобы. Что это за недопустимые доказательства, я пояснить, к сожалению, сейчас не могу, они будут изложены в жалобе. Смовж Николай Павлович вину не признает. Уголовное дело полностью сфабриковано в результате происков его конкурентов.

Популярное