«Пушкина хватает на всех»

Портал Ревда-инфо.ру задал 10 вопросов ревдинскому школьному библиотекарю: о том, чего не хватает библиотекам сегодня и какие книги пользуются спросом у современных детей.

bibliotekar
45-летняя Елена Шмелева школьный библиотекарь уже больше десяти лет. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

24 октября, в четвертый понедельник октября, в мире праздновали Международный день школьных библиотек — в этом году в семнадцатый раз. В 1999 году по инициативе ЮНЕСКО его отметили впервые. В 2008 году событие вышло на новый уровень — Международный день школьных библиотек преобразовался в месячник — тоже международный. В честь праздника портал Ревда-инфо.ру задал традиционные десять наивных вопросов школьному библиотекарю.

История праздника
В России Международный месячник школьных библиотек впервые провели в 2008 году. Его девиз — «Школьная библиотека — на повестке дня». В программе месячника: съезды школьных библиотекарей, презентации профессии «педагог-библиотекарь», чествование ветеранов библиотечного дела, обучающие семинары, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, конференции, выставки, сборы книг) и их родителей и учителей.

Елене Шмелевой — 45 лет, она более десяти лет заведует библиотекой школы №3. По первому образованию она воспитатель, а по второму — философ (окончила УрГУ).  Стала библиотекарем случайно, но сейчас ничуть не жалеет об этом. Елена не только следит за книгами и учебниками, но и ведет кружок юных книголюбов. Вместе они чинят учебники, организуют мероприятия  и выставки.

1. Насколько часто дети сейчас берут книги?

— Честно, в основном дети берут то, что задают по школьной программе. Некоторые ребята приходят перед уроком за книгой, а на следующей перемене ее сдают. Ребят, которые берут что-то для себя, процентов 30-40.

2. Кто заходит чаще: ребята постарше или помладше?

— Чаще приходит начальная школа. Прибегают на переменах, а некоторый ребята за день могут прийти раз пять-шесть. Приходят и за книгами, и просто полистать журналы. Сейчас у нас читальный зал совмещен с абонементом. Раньше это было два разных кабинета, но сейчас у нас в школе много классов, поэтому нужны кабинеты.

3. А в день сколько детей приходит в библиотеку?

— Сказать сложно. Может быть, что в одну перемену целый класс прибежит, которым, к примеру, Пушкина задали на урок. Приходится обслуживать человек 20-25. А в среднем в день могу обслужить 50 человек.

4. А хватает того же Пушкина на 25 человек?

— Пушкина хватает, а вот книг других авторов может и не хватить. Фонд у нас очень старый. Конечно, не только у нас. Так во всех других школьных библиотеках. Пополнение фонда художественной литературой бывает редко. Радует то, что пополняется фонд не только через Управление образования, но и через закрывающиеся библиотеки. Например, когда закрывали библиотеки сумза, Управления образования, оцм, то часть книг передавались к нам в фонд. В основном, они  старые, советских времен. Также выписываем журналы. Порядка двадцати штук. Это и  для администрации, и для детей. Ребята журналы любят: у начальной школы любимые — «Геоленок» и «Тошка». Если у нас в фонде нет книги, то отправляю ребенка в городские библиотеки. Иногда если школьнику очень сильно нужен стих или небольшой рассказ, то ищу его в интернете и распечатываю.

5. И за учебниками следите?

— Основная функция школьного библиотекаря — это информационное обеспечение школы учебниками. В том числе, у нас к учебниками прилагаются диски. В начальной школе почти со всеми учебниками в комплекте идут диски.

6. Какими книги и учебники берут, а какими возвращают?

— Это для библиотекарей больная тема. К сожалению, сейчас у половины учебников мягкая обложка, чтобы детям их было легче носить в рюкзаке. Она буквально за два-три года приходит в негодность. Стараюсь индивидуально объяснить, что нужно обклеить учебник, надеть на него обложку. В этом году будем делать в каждый учебник вкладыш — таблицу состояния учебника, где ученик будет указывать свое имя, фамилию, год пользования, а мы — оценку состояния в конце и начале года.

7.  Что делать, если ребенок испортил учебник или книгу?

— Когда ребята теряют или слишком сильно портят книги, то приносят новые. Также у нас в школе есть акция «Подарок библиотеке» — дети отдают книги библиотеке. Ребята приносят, но немного. В основном, из домашней библиотеки. Если учебник совсем уже плох, и не поддается ремонту, то ребенок должен возместить ущерб таким же учебником или другим необходимым для школы. А если можно отремонтировать, то сам ребенок и должен его отремонтировать. Для этого у нас — скотч, клей, картон и бумага. Некоторые учебники подклеиваем в течение года. Часто в классах устраиваем уроки труда, где детки чинят учебники. Для них это полезно, чтобы понимали, что не нужно портить книги.

8. Чем школьные библиотекари занимаются в свободное время?

— В библиотеке часто проводят уроки из-за нехватки кабинетов. Обычно я либо сижу в кабинете, готовлюсь к мероприятиям, заношу в картотеку учебники и книги, что-то подклеиваю. Или же провожу библиотечные уроки по договоренности с учителями. Библиотечные уроки — это чаще всего уроки, посвященные писателю и его творчеству в его юбилей.

9. Когда учились, ходили в школьную библиотеку?

— Ходила, как без этого. Брала классику, потому что нравилось ее читать. Любила рассказы Льва Толстого, нравились маленькие рассказы Аркадия Гайдара.

10. Чего не хватает школьным библиотекам?

— Не хватает книг: учебники есть, а с художественной литературой дела хуже. Сама большая проблема — современная литература. Спрос на нее есть, а книг у нас нет. Чаще всего спрашивают «Гарри Поттера», но тут нам повезло: все семь книг есть. Их нам подарили ученицы, которые выиграли их в конкурсе четыре года назад. Есть романы для девочек, детские детективы, но, в основном, эти книги принесли взамен испорченных или утерянных.

Популярное