Кого ненавидят ваши дети? Блог Валентины Пермяковой

По следам истории псковских Ромео и Джульетты и ареста создателя «групп смерти» Филиппа Лиса — рассуждения о том, как защитить детей в Интернете.

Чем сейчас занят ваш ребенок? Где он и с кем общается? Можете ответить наверняка?

Псковская история — та, что была до ареста министра Улюкаева, помните, история гибели двух подростков, запершихся в доме и, по сообщениям полиции, отстреливавшихся из окна (был вызван СОБР, дети погибли) заставила педагогов, общественников, журналистов и других взрослых и мудрых людей рассуждать на вечную тему проблемы отцов и детей. Как хорошо мы знаем своих детей? Даже так: как хорошо мы знаем жизнь своих детей?

В социальной сети «ВКонтакте» у нас успешно работает сообщество Ревда-инфо. Мы выставили ограниченное 16+, строго следим за контентом, удаляя обсценную лексику и фото подозрительного содержания. По роду деятельности вынужденные много времени проводить в соцсети, мы с коллегами мониторим ревдинские сообщества во «ВКонтакте». И сегодня я расскажу вам о группе, о которой вы, скорее всего, не знаете.

Это самое безобидное из сообщений, размещенных в "Ненавистниках". И, к счастью, без фото.
Это самое безобидное из сообщений, размещенных в «Ненавистниках». И, к счастью, без фото.

Она называется «Ненавистники Ревды». Одно из сообществ подобного рода, существующих, наверное, во всех городах России. Это своего рода франшиза: есть «Признавашки», где говорят преимущественно о любви (тоже часто матом), а есть «Ненавистники».

В чем ее суть? Через сервис «Предложи новость» любой человек может отправить сообщение о том, кого или что он ненавидит больше всего. Администраторы группы, чьи имена скрыты, не особенно заботятся о содержании сообщений — свою ненависть здесь принято выражать отборным матом, прикладывая фотографии людей, в чей адрес это написано.

Просто полистайте ленту. Авторы постов (далеко не все они анонимны, даже так) — это дети. Ученики школ №№3, 10, 29 и других, возможно, даже ваши дети. «ВКонтакте» не разрешает в своем профиле выставлять датой рождения год позже 2002, поэтому им всем поголовно — 14, но по фото — и 12, и 10. И они пишут сообщения такими словами, смысла которых, скорее всего, даже не понимают.

На прошлой неделе нашла в комментаторах дочь своего давнего знакомого, девочку 13-ти лет, посылавшую по известному адресу автора очередного поста (содержавшего фото 11-летней школьницы и грубые высказывания в ее адрес). Написала отцу, тот обещал принять меры.

На группу подписаны почти три с половиной тысячи человек, в их числе — ревдинские педагоги (нашла нескольких знакомых). Мне хочется верить, что это конспирация и таким образом они наблюдают за поведением детей, но что если нет? Что если они здесь просто развлекаются?

Конечно, эти дети — вовсе не воплощение зла, в которых кипит ненависть, и они выливают ее на своих сверстников. Но я уверена, что аккаунты авторов не взломаны, они пишут это сами. Развлекаются так, всерьез полагая, что это — игра, и им за нее ничего не будет.

Памятна история двухлетней давности: тогда 16-летняя девушка заявила в полицию на группу лиц, которые в социальной сети присылали ей фото растерзанных животных. Полиция быстро разыскала авторов сообщений: ими оказались два малолетних школьника, которые и не предполагали, что их найдут. Все закончилось горючими слезами в кабинете начальника отдела и беседой с отделом ПДН.

Прямо сейчас в «Ненавистниках» двое подростков взаимно оскорбляют друг друга в подряд идущих сообщениях — по детским правилам, унижая самым удобным для них способом: отборным матом. По-моему, нет смысла разбираться, «кто первый начал»: в этом случае вообще не может быть правых, и эту историю просто нужно как-то прекратить.

С месяц назад в нашей группе мама одного такого школьника опубликовала скриншоты переписки из общего чата учеников седьмого класса одной из школ. Обсуждение собрало более двухсот комментариев, но потом было удалено автором.

Мама мальчика тогда сделала скриншот сообщения, которое выложила в общий чат бывшая одноклассница ее сына: это сообщение девочке прислала учительница. Очевидно, ей пожаловались на мальчишку, и та заявила: «Не обращайте внимания, он как был сволочью, так и остался».

Я призываю сейчас не обсуждать это событие, а обратить внимание вот на что: мама ребенка прилюдно требовала сатисфакции, но почему-то обратилась не к учителю, не в школу, а в паблик социальной сети к таким же мамам и папам.

Скажите, разве это правильно: обсуждать негативные, позитивные, вообще любые происходящие в твоей жизни события не с близкими людьми, не с прямыми виновниками произошедшего, а с виртуальными собеседниками? Почему вместо того, чтобы поговорить с ребенком, провести с ним время, почитать книгу, сходить на лыжах в лес, мамы и папы, случись что, бегут в социальные сети?

А дети под кальку копируют поведение. Они тоже научаются выливать радость, гнев, ярость (мимолетную, проходящую: но они-то этого пока не понимают) в социальные сети. Пользуясь этим, взрослые дяди и тети создают группы вроде «Ненавистников». А потом появляется какой-нибудь Филипп Лис, тщедушный паренек, который утоляет жажду общения, терзающую наших детей, в овеянных ореолом мрачной романтики «группах смерти». И исход таких историй, как мы знаем, очень печален.

Глубоко убеждена, что родители должны знать, чем занимаются их дети. Нет, не устраивать тотальную слежку, не читать детских дневников. Просто дружить с ними, показывать им свою любовь: пусть они, ваши дети, знают, что вы их любите — и с двойками в дневнике, и в грязной куртке, и «на пробу» покурившими в подъезде.

Даже сейчас, узнав от меня о жутком паблике «Ненавистников», прочитав его и обнаружив там своего ребенка, не спешите вершить «справедливый», как вам кажется, суд. Поговорите с ним. Им нужна дружба на равных и искренняя любовь — это самое главное, что защитит от самых страшных соблазнов.

Популярное