Почему железнодорожная станция Ревды носила название «Капралово»

История строительства стальных магистралей России в одном фото от портала Ревда-инфо.ру.

2016-12-21, 21:33 Новости 3 742

Чтобы начать рассказ о трех версиях происхождения старого названия ревдинской железнодорожной станции, «Капралово», которое она носила до 1963 года, необходимо начать издалека — от начала строительства стальных магистралей, соединявших центральную часть России и восточных окраин Российской империи.

В феврале 1870 года Комитет железных дорог России постановил признать Уральскую железную дорогу «совершенно необходимой и включить в число дорог самонужнейших». Дорога должна была соединить уральские заводы с месторождениями угля и руды и обеспечить вывоз их продукции в центр страны. Сплав барок с металлом уральских заводов по реке Чусовой уходил в прошлое.

Строительство железной дороги Пермь — Кунгур — Екатеринбург в начале XX века. Фото//zavodfoto.dreamwidth.org

Первое упоминание о возможном строительстве железнодорожного участка Пермь — Кунгур — Екатеринбург относится к 1902 году. В 1906 году провели земляные работы, а годом позже начали укладывать рельсы и шпалы. Строили дорогу до 1910 года. Этот участок стал частью Транссибирской железнодорожной магистрали с многочисленными отводами и разъездами.

Сама магистраль прошла по территориям Шайтанского и Билимбаевского заводов. Ширококолейный железнодорожный отвод от разъезда Подволошная (сегодня западный район Первоуральска) до Ревдинского завода построили в 1911-1912 годах.

И вот здесь любопытный факт. Первоначально станция «Ревда» была на месте сегодняшней станции «Первоуральск». Почему так получилось, существует несколько версий, однако ни одна из них не имеет достоверного подтверждения. Одно из предположений — что управляющий Шайтанского завода отказался выделить работников на строительство железной дороги, а людей из ближайших деревень дал управляющий Ревдинского завода, поэтому он и принял решение о названии станции.

К строительству железнодорожных линий привлекали жителей ближайших деревень и пришлых людей. Фото//vestikazan.ru

В 1915 году рядом со станцией «Ревда» заработал Шайтанский хромпиковый химический завод, и через два года станция была переименована в «Хромпик». Станцию «Ревда» перенесли на место сегодняшней железнодорожной площадки «Заводская» на Барановке.

Строительство железной дороги Казань — Екатеринбург началось в 1912 году, окончание постройки предполагалось к осени 1916 года. Несмотря на Первую мировую войну, Октябрьскую революцию и начавшуюся Гражданскую войну, строительство дороги продолжалось. В магистрали были заинтересованы как «белые», так и «красные», поэтому линию строили сразу с двух сторон — в первую очередь в военных целях. После Гражданской войны магистраль пришлось еще и восстанавливать.

Первые прямые поезда на линии Казань — Екатеринбург пошли в 1925 году. Тогда же и появилась станция Ревдинского завода. Так как название «Ревда» уже было, то станцию назвали «Капралово». Причем, еще до постройки деревянного здания.

Деревянное здание железнодорожного вокзала Ревды в 70-е годы. До 1963 года это была станция «Капралово».Фото//архив Ревда-инфо.ру

У краеведов есть три версии этого названия. Первая: согласно сборнику «Путеводитель по Уралу» за 1889 год, отставной драгун в звании капрала Сергей Бабин, житель села Подволошного, нашел в 1714 году на правом берегу реки Чусовой медную руду. Он открыл еще и серебряные руды на левом берегу Чусовой. Только о своих находках сообщил через девять лет. В 1723 году открылись рудники: медный Елизаветинский — у деревни Подволощной и серебряный Капраловский. Руды оказались бедными и рудники вскоре закрыли, но названия осталось. А названия станциям давали исходя из ближайших географических объектов. И еще один момент. Как утверждают краеведы, в деревне Подволошная жили лучшие лоцманы для сплава барок с металлом уральских заводов по реке Чусовой. Последние караваны прошли в 1918 году.

Вторая версия: станция была названа в честь мастера Капралова, погибшего в первые годы эксплуатации дороги. Третья похожая: станция названа в честь инженера Капралова, погибшего при строительстве тоннеля с 1914 по 1918 годы на склоне горы Волчиха.

Первый пригородный поезд отправился 25 мая 1937 года, до этого ходили только грузовые поезда. В 1959 году электрифицирована линия Дружинино — Свердловск, тогда же пущены электропоезда. Приказом Министерства путей сообщения от 28 апреля 1963 года станция «Капралово» Свердловской железной дороги переименована в станцию «Ревда». В 1982 году построен новый железнодорожный вокзал из стекла и бетона, старое деревянное здание было снесено год спустя.

Популярное