Подумайте о будущем

Александр Ульянов, главный государственный санитарный врач по Ревде и Дегтярску

Особый случай

Прежде всего возникает вопрос — а надо ли вообще рекультивировать отработанные карьеры? Конечно, надо. Эти карьеры нарушают рельеф местности и, как правило, очень плохо занимаются древесно-кустарниковой растительностью, потому что там глина — плодородного слоя нет. И, наконец, по нашей традиции российского свинства, народ туда обязательно норовит свалить отходы потребления.

Но данный случай — особый. Потому что бывший карьер РКЗ расположен в зоне санитарной охраны подземного источника водоснабжения. Если руководствоваться имеющимися на сегодняшний день документами, то все действия СУМЗа соответствуют действующим в настоящее время нормам — есть заключения, которым нельзя не доверять. Но необходимо озадачиться вопросом — что будет в будущем?

Я могу привести такой пример. Двадцать с лишним лет назад между хвостохранилищем СУМЗа и дорогой на Пермь располагалось поле, где совхоз «Ревдинский» выращивал многолетние травы. От дороги и почти до асфальтового завода размещались огороды. В то время говорили — да, теоретически эта территория достаточно загрязнена выбросами СУМЗа, но данных о том, что они представляют опасность, на настоящий момент нет. В середине 90-х годов уже стали говорить — да, тяжелые металлы, которые накапливаются в почве, действительно могут накапливаться в плодах и травах. В 2000 году стали говорить, что тяжелые металлы накапливаются в организме человека и со временем могут сыграть негативную роль для здоровья. А в 2004-2005 годах стали прямо говорить — у 60% детей, появляющихся на свет в Ревдинском районе, отмечается повышенное содержание тяжелых металлов в крови.

Почему так происходило? Да потому что за последние 20 лет появилось большое количество новых, современных, высокочувствительных и доказательных методов исследования. Мы не можем прямо сказать, что медеплавильное производство стало причиной того, что Ревда, наряду с Кировградом и Красноуральском, находится на третьем месте в области по количеству злокачественных новообразований. Но, я думаю, пройдет лет 10-15, и мы сможем говорить об этом доказательно. Ведь во всех трех названных городах есть медеплавильное производство.

А бдить кто будет?

И сейчас следует задаться вопросом — а не изменятся ли через 10-15 лет требования к качеству воды? Тем более, уже давно ходят разговоры о принятии соответствующего технического регламента. И может получиться так, что нам скажут — а вы знаете, у вас источник водоснабжения непригоден, потому что в нем содержатся ингредиенты, характерные для промышленных отходов, которые вы в свое время захоронили в зоне санитарной охраны. Гарантии, что этого не произойдет, никто не даст. А если это произойдет, нам всем придется крупно раскошелиться, чтобы найти новый источник водоснабжения и организовать его за счет средств муниципального бюджета.

Если смотреть проект рекультивации карьера и результаты всех экспертиз, то там все хорошо. Предусмотрено устройство двухметрового экрана из водоупорного материала — это, как правило, глина. Но если администрация заключила такое соглашение с СУМЗом, то, я так понимаю, в администрации должен быть человек, который будет неотрывно бдить за соблюдением технологии. У нас ведь как получается — было гладко на бумаге, да забыли про овраги. Мы не можем исключать человеческий фактор. При нашем российском разгильдяйстве кто вам скажет, что бульдозерист, который разравнивает глину, сделает слой действительно в два метра, а не 0,8 метра? Или вообще его не сделает?

Даешь переработку!

А вообще, в Свердловской области сегодня ведется активная политика на переработку техногенных отходов. Об этом в свое время много говорил губернатор и сейчас продолжает говорить. Но захоронение отходов — это не переработка! Ну, давайте этими песками отсыпать дороги, давайте из них сделаем какие-нибудь декоративные камни или тротуарную плитку — но почему-то не делают! Почему решили их захоронить? И вот это молчание со стороны СУМЗа и нашей администрации наводит на мысль о Вильяме нашем Шекспире — а все ли спокойно в датском королевстве?

Рекультивация бывшего карьера кирзавода строительными песками СУМЗа в перспективе может обернуться серьезными проблемами

Когда у нас начинали строить НСММЗ, тоже говорили — все будет замечательно, все хорошо. В том числе и на публичных слушаниях. Но как в итоге получилось — жители Ревды знают.

Кроме того, сегодня уже известно, что СУМЗ запросил у администрации 26 гектаров земли на границе с Первоуральском под складирование фосфогипса. Если этот участок ему предоставят, то это фактически будет провозглашением лозунга: «Ребята! Отходы перерабатывать не надо! Земли у нас много. Вы все получите землю под складирование отходов».

Во-первых, это противоречит политике, которая идет у нас в области. А во-вторых… Я, конечно, не экономист, но в свое время «Капитал» Маркса изучал. И если сегодня СУМЗ не занимается переработкой отходов, значит у него низкая себестоимость единицы продукции. А продает он ее по рыночным ценам! Не дешевле! Значит, прав был Карл Маркс: современная буржуазия пытается получить сверхприбыли. За счет того, что на нашей территории складирует отходы.

На нашу администрацию возложена обязанность проводить мероприятия по охране окружающей среды. И политика здесь должна быть однозначная — перерабатывайте свои отходы.

История о шестивалентном хроме и человеческом факторе

В военные и послевоенные годы на заводах тоже образовывались промышленные отходы, причем высокого класса опасности. Их складировали в окрестностях города, а территория естественным образом зарастала лесом. И потом, когда город разрастался, строители вдруг упирались в какую-нибудь промышленную свалку — и вообще не знали, что там находится.

Приведу пример. НСММЗ имел намерение построить жилой дом у перекрестка улиц Ленина и К.Либкнехта. А сейчас есть требование исследовать почву — от поверхности до глубины заложения фундамента. И что вы представляете? Когда исследовали почву на данном участке, там вдруг оказалось высокое содержание шестивалентного хрома. Откуда он там взялся? У меня есть одно предположение. Там, где сейчас находится автосервис «Мир на колесах», в середине прошлого века располагалась фабрика валяной обуви «Красный быт», там же выделывались кожи. А для производства кож, в процессе дубления, используется в том числе и хром. Скорее всего, просто выходила тетя Маша с ведром отработанных растворов и на огороды это все выливала! А мы через десятки лет нашли этот хром. Тогда тоже никто не предполагал, что хром — это яд, который все живое убивает.

Популярное