2009-01-30, 15:26 Новости Администрация сайта 74

Чародейка с гитарой

Юлия ПарецкаяЮлия Парецкая считает, что у гитары есть душа, и любит петь для друзей

В средневековой Европе практически единственным источником культуры были менестрели. Телевизоров тогда не было, книг простой народ читать не умел.

Поэтому радости было очень-очень много — когда к селению или придорожному кабачку подходил человек с котомкой и доставал из нее музыкальный инструмент. Он пел для всех песни и сказания, рассказывал новости, читал смешные вирши. В наше время для того, чтобы насладиться любимой мелодией, достаточно нажать кнопку мобильного телефона. И все же живая песня была, есть и будет любима!

Ревдинская женщина-менестрель: Юлия Парецкая. И ее верная Гитара. Негромкий, но мелодичный, чарующий голос. Репертуар — чему научилась у таких же, как она, менестрелей, по-современному бардов, и бессмертные произведения Булата Окуджавы и Роберта Рождественского. Душа компании, которая не хочет быть одинокой, а хочет дарить всем окружающим людям свое хорошее настроение. Настоящие барды такие и есть, и Дружба, Творчество и взаимопомощь не дадут им быть оттесненными на задний план вертлявыми теле-поп-звездами, которые сутками мелькают на экранах, под фонограмму производя совершенно бессмысленные с точки зрения русского языка «шедевры». Живой человек, он всегда интересен. А те, кто любит собраться в теплую погоду у костра, просто не обойдутся без гитары.

Юлия поет, можно сказать, всю жизнь. Музыка стала в ее судьбе неотъемлемой частью. Иногда бывает — человек «в молодости увлекался, потом семья, и некогда, да и романтика прошла».

— У меня — не так,— говорит Юлия.— И моя семья, сыновья — люди творчества, старший сам сочиняет тексты о неземном, младший учится играть на гитаре. Когда я впервые брала детей с собой на бардовские фестивали, пусть воздухом подышат и к искусству приобщаются, то была очень удивлена: мальчишки совершенно не боялись сцены, не стеснялись. Без всяких уговоров вылез на подмостки, тогда еще карапуз, младшенький Слава, важно таща гитару размером больше него самого, — и давай наигрывать!

Кстати, насчет текстов для песен. Мимо женщины-барда не проходят песни товарищей и просто хорошие стихи: она записывает, запоминает их и подбирает музыку. На партитурах в таких случаях ноты не пишут, поэтому важно на слух подобрать мелодию так, чтобы не терялся главный мотив, смысл, хотя все равно каждый привносит в нее свою «изюминку». Некоторые считают, что у барда обязательно должен быть собственный альбом. Не всегда! На традиционных «сборищах» чаще всего и звучат именно песни известных авторов.

Потому что их хорошо знают и любят, и будут подпевать, и вообще, кто должен их исполнять, когда самого автора нет рядом?..

Юлия заранее готовится к сезону и беспокоится: как будут организованы фестивали, например на Каравашке, ставшие традиционными; и, конечно же, «самостоятельные» творческие встречи. Последние несколько лет на общеизвестных местах отдыха нашим исполнителям было не слишком уютно. Во-первых, у народа появилось просто немыслимое количество машин. Почти у каждого. Ими заставлены все свободные места, найти местечко для палатки и костра становится все труднее. Затем, народ воспринимает расположившийся радом с местом своей шашлычно-праздничной дислокации случайный «бард-клуб» как развлекательное сопровождение к большой хмельной вечеринке, и петь уже к середине мероприятия становится делом неблагодарным. Это раньше на мини-слетик на берегу попадали с трудом, добирались пешком, а сейчас ящик вина в машину и — вперед…

Порецкая рассматривает памятные фотографии, у каждого барда их целый альбом: вот ездили туда-то, туда-то, а вот этот человек пел о душевном, а этот, справа,— уже седой матерый исполнитель со смешной, в молодости прилепившейся кличкой Плохиш, на самом деле очень добрый.

— Собственный, по интересам круг общения, сто друзей — счастье, — признается Юлия.— А еще я очень люблю животных, природу. Дома меня и гостей встречает сверхактивная киска Котя. Раньше был пес, который умел улыбаться. Ну, а к природе вообще у нас, бардов, особое отношение: это наш второй дом и концертный зал. Барды не покинут поляну, оставив на ней недотушенное кострище и гору мусора.

Играть на гитаре Юля хотела с детства, но родители почему-то ее порыв не одобряли и заниматься возможностей не давали. Только в восьмом классе девочка получила в подарок от сестры гитару, старую, разбитую и расстроенную. Но для нее это было сокровище! Юля сама научилась настраивать, подбирать аккорды, и начала напевать свои собственные юношеские стишки. Мама сдалась и познакомила дочку с одним из музыкантов известного свердловского ансамбля «Зеркало» Александром Кувалдиным, он направил Юлю в юношеский клуб самодеятельной песни «Талисман». Уже на следующий день она выступила на свердловском Втором городском юношеском фестивале самодеятельной песни, и удачно!

Новости редакции

Популярное