На социальные проездные спроса нет — льготники просто перестали ездить

proezdС 1 февраля областные и федеральные льготники потеряли право бесплатного проезда в городских и пригородных автобусах. В Ревде это нововведение коснулось 12 тысяч человек. Местные власти, чтобы снизить социальную напряженность, нашли возможность ввести социальный проездной. Стоит он 275 рублей, именно на такую сумму большинство льготников получат вместо бесплатного проезда. Однако в кассе автостанции безлюдно, хотя социальные проездные здесь можно купить до 5 февраля. Кассир говорит, что покупателей сейчас меньше, основной поток схлынул, на 3 февраля количество проданных проездных едва перевалило за тысячу штук.

На остановке «тройки» среди немногочисленных пассажиров есть несколько льготников. Выяснилось, что не всем социальный проездной нужен. Например, пенсионерка с улицы Пугачева Зоя Анатольевна утверждает, что 275 рублей ей хватит, чтобы раз в неделю съездить на соцгород за продуктами, да еще и останется.

— Выгодно покупать проездной тем, кто с автобуса на автобус пересаживается, или работающим пенсионерам, которые каждый день ездят на работу, — уверена льготница. — Мне проездной невыгодно брать. В Екатеринбург я не езжу.

А вот Евгения Генриховна говорит, что ей без разницы, неплохо и с социальным проездным — не надо возиться с билетами и мелочью, а проезд по городу оправдается. Кроме того, женщина по собственной инициативе трижды в неделю ездит в гараж автотранспортного цеха СУМЗа ухаживать за собаками: поит их, кормит, лечит. И это просто так, безвозмездно.

— Перенесла тяжелую операцию, у меня вторая группа. Ухаживая за животными, отвлекаюсь от болезни, — объясняет свой поступок Евгения Генриховна. — И дома у меня кошки, собаки.

Всякое нововведение приживается трудно. Тем более, столько возмущения у льготников вызвала монетизация. Первыми удар на себя кондукторы — вот уж кому не позавидуешь. Свое недовольство и возмущение пассажиры выплескивают на них. Кондуктор Любовь Семеновна понимающе говорит, что люди привыкли ездить бесплатно, а тут надо заплатить, ссылаются, что пенсию им еще не выдали, бывает, и не знают, что бесплатный проезд отменили.

— Неприятно, обидно бывает за несправедливые упреки, — переживает кондуктор. — С другой стороны, вот сейчас бабушка зашла еле-еле, старенькая такая. Мне стыдно с нее за билет деньги взять. Жалко до слез. Может, со временем пассажиры привыкнут, кстати, некоторые уже спокойно проездные достают или платят.

Стелла Александровна, зашедшая в автобус на «Юбилейной», подает кондуктору приготовленную «десятку».

— Мне социальный проездной не нужен, — говорит пассажирка. — Я работаю в двух шагах от дома, поэтому на автобусе езжу редко, иногда такси беру.

А вот другой работающей пенсионерке Галине Георгиевне социальный проездной необходим, она его сразу купила, как только в газете прочитала объявление.

— Конечно, монетизация ударила по пенсионерам, проезд сейчас дорогой. Ладно, я в Свердловск не всегда езжу, а ведь многие там работают или лечатся, — заметила женщина.

К остановке подъезжает 151-й автобус, Василий Сергеевич, водитель с 36-летним стажем, показывая на почти пустой салон, комментирует:

— Видите, три пассажира, ездим порожняком. Льготники сейчас просто не стали ездить, они в конце месяца оторвались — битком было. Сейчас, видимо, пока отдыхают. Все равно потом начнут ездить — а куда деваться-то!

Кому сколько положено на проезд

275 рублей в месяц — пособие на проезд всем областным льготникам, школьникам из многодетных семей, а также федеральным категориям: инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей.

600 рублей один раз в год — другим федеральным льготникам.

1200 рублей один раз в год — инвалидам первой группы или имеющим третью степень ограничения трудоспособности и детям-инвалидам (на сопровождающего).

Для федеральных льготников — это дополнительная к федеральным, областная, мера социальной поддержки.

Все эти категории граждан могут приобрести льготный проездной на городские маршруты на месяц за 275 рублей, а льготники, проживающие в сельских населенных пунктах — ездить по льготной цене (15 рублей — до Ледянки, при полной стоимости 20 рублей; 20 рублей — до Краснояра, при полной стоимости 30 рублей).

Кроме того, сохраняется льгота на пригородный железнодорожный транспорт: у ветеранов труда — 50% стоимости билета; труженики тыла и репрессированные, а также те федеральные льготники, кто не отказался от социального пакета в части проезда — бесплатно.

В городском округе Ревда порядка 12000 льготников, из них 5000 — областные, 7000 — федеральные.

Комментирует власть

Андрей Семенов, глава администрации Ревды:
— Льготные проездные введены пока на два месяца. По результатам будет принято дальнейшее решение: просчитаем потребность, затраты бюджета. Может быть, будет увеличено количество льготных талонов для сельских жителей-льготников, может быть, введем дополнительные рейсы на Екатеринбург. Местный бюджет дотирует разницу между стоимостью обычного проездного на городские маршруты (400 рублей) и размером пособия областным льготникам (275 рублей). По самым скромным предварительным подсчетам, за два месяца мы затратим на организацию льготного проезда примерно миллион рублей. Тем не менее, мы пошли на это, мы понимаем, как важно это для людей. Запланировано было в бюджете на транспортные расходы 2 миллиона 700 тысяч, предполагалось покупать новые автобусы. Оттуда и взяли деньги. С автобусами пока придется подождать.

Алевтина Коскова, начальник Управления социальной защиты населения Ревды:
— Возмущаются федеральные льготники, у них получается 50 рублей в месяц. Но хочу обратить внимание — это дополнительная мера социальной поддержки, установленная в области. У них проезд монетизировался в 2005 году, он учтен в ежемесячной денежной выплате, но тогда Правительство области установило для них бесплатный проезд, а теперь заменили его на пособие — 600 рублей в год.
Раньше затраты государства на предоставление льготы по проезду в городском и пригородном автобусном транспорте составляли 80 рублей в месяц на областного льготника, 56 — на федерального. Эти деньги переводились автотранспортным предприятиям, в Ревде это было два миллиона ежемесячно. Но ведь кто-то ездил, а кто-то — нет. Судя по количеству проданных проездных, первых было гораздо меньше, чем вторых, то есть льгота у этой второй части льготников была номинальная. А теперь каждый областной льготник будет получать 275 рублей в месяц на руки, а федеральный — 600 рублей в год. Затраты государства, таким образом, увеличились. Зато у людей появилась возможность самим решать, куда потратить деньги: на автобус или на другие цели.
Не надо покупать проездной, если вы мало пользуетесь автобусами. 275 рублей — это 27 поездок по городу. Больше надо — тогда, конечно. Вот тут бабушка пришла в кассу, проездной, говорит, надо купить, потому что деньги на него дали. Хорошо, кассир спросила, куда, мол, вы ездите? А она: никуда, так ведь на проездной дали… Не все еще понимают, что к чему, но, я думаю, скоро все разберутся и успокоятся.

Владимир Аристов, директор «Пассажирской колонны»:
— Пассажиры не понимают, почему рейс «Ревда-Екатеринбург» считается пригородом. Госдума решила считать расстояние от границ городов, то есть от границы Ревды до границы Екатеринбурга только 40 км. Это пригород. Мы никак через закон не перешагнем. В противном случае незаконно будем получать деньги. За два месяца мониторинга мы проанализируем ситуацию, возможно, будет льготный проезд на 151-м маршруте. Льготный — не бесплатный!
Мы не стали делить льготников на федеральных и областных — все категории могут купить социальный проездной за 275 рублей. И ездить по городу сколько угодно. В селах ввели талоны на право льготного проезда. А в Екатеринбурге, например, намудрили, и социальных проездных получилось три — на метро, трамвай-троллейбус, автобус. Единого нет. Самый дешевый — 375 рублей. Если человек пользуется несколькими видами транспорта, ему надо все три покупать.

Пособие начали выплачивать досрочно

По сообщению Управления социальной защиты населения, всем федеральным льготникам пособие на проезд перечислено досрочно. Областным — также досрочно, с 19 января «Курьер» начал разносить пособие за февраль. В феврале перечислят оставшимся, а в марте будет пособие за март.
Тем льготникам, кто не написал заявление о монетизации льгот, необходимо подойти в УСЗН для сверки данных. Пункт приема заявления действует также в Комплексном центре социального обслуживания населения (Комсомольская, 55).

Многодетные родители, обратитесь за пособием на проезд!

Детям из многодетных семей (три и более детей до 18 лет, в том числе усыновленные, пасынки, падчерицы, подопечные дети, кроме объявленных эмансипированными и помещенных в социальные учреждения), обучающимся в общеобразовательных учебных заведениях, также установлено пособие на проезд в размере 275 рублей. Однако, в отличие от льготников, оно назначается органами социальной защиты по обращению родителя или законного представителя. К письменному заявлению в УСЗН нужно приложить следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, копии свидетельств о рождении детей, справку об учебе ребенка в школе, справку с места жительства; на подопечных детей дополнительно — справку из школы о том, что мера социальной поддержки по бесплатному проезду не предоставлялась (так как школа может взять это на себя).
Пособие положено всем школьникам из многодетных семей, вне зависимости от пользования транспортом. Можно приобрести льготный проездной на февраль — до 5 февраля в кассе автостанции, после — в «Пассажирской автоколонне».

На 2 февраля, из 280 многодетных семей обратились за назначением пособия лишь 22. Обращаться в УСЗН (г. Ревда, Чехова, 23).

Популярное