С 1 мая электроснабжение многоквартирных домов в Ревде переходит от «Комэнерго» в компетенцию управляющих компаний.
Управляющие компании будут поставлять электроэнергию в дома, обслуживать электрические сети, осуществлять учет и контроль за качеством услуги, взимать плату с пользователей и рассчитываться с поставщиком. То есть, в июне «электрический» счет будет в квитанциях управляющих компаний.
— Это инициатива электриков, — поясняет начальник МАУ «Управление городским хозяйством» Александр Томилов. — В силу федерального закона услуги электроснабжения обязаны оказывать населению управляющие компании, которым определена роль исполнителя услуг, а не «Свердловэнергосбыт», не «Комэнерго», не РСК, не «КЭСК-мультиэнергетика» и т.д. Закон не допускает при управляющей компании прямых договоров жителей с поставщиками услуг, как это было до настоящего времени у нас. Отношения между всеми участниками комплекса ЖКХ приводятся в соответствие с законом. Кстати, совершенно аналогичная ситуация с домофонами…
Несколько лет назад «Свердловэнергосбыт» забрал все функции по электроснабжению у тогдашних ЖКО себе, организовав для расчетов с населением собственный расчетно-кассовый центр в Больничном переулке. Население получило в результате две квитанции: одну за газ и электричество (к которым впоследствии добавились кабельное телевидение и домофоны), вторую — за содержание дома и остальные коммунальные услуги.
Больничный переулок с его перерасчетами, новыми системами начисления и чисто техническим недоразумениями все эти годы с завидной регулярностью становился «горячей точкой», главным очагом беспокойства в городе. Так что, возможно, не только уважение к закону сподвигло электриков к сегодняшнему шагу — по сути дела, восстановлению «статус кво». Монополисту могло просто надоесть возиться с тремя десятками тысяч лицевых счетов и разбираться с их нервными владельцами…
Квитанций, тем не менее, останется две — пока газовики не последуют примеру электриков. Что, скорее всего, не заставит себя ждать.
Но Ревду многоэтажную ожидает еще одно новшество — и на сей раз материальное. По опыту других городов, в том числе Екатеринбурга, где его ввели раньше, можно ожидать новый всплеск народного возмущения.
Счет за электроэнергию в многоквартирных домах несколько увеличится. С 1 мая жители многоэтажек будут отдельно оплачивать освещение мест общего пользования, как то подъездов, подвалов, чердаков, двора, и питание электрических устройств: лифтов, домофонов, кабельного телевидения. Плюс потери.
Ранее эти расходы входили в содержание дома. Минрегион посмотрел на данную услугу иначе, причем уже добившись подтверждения правильности такого взгляда в Верховном суде. Управляющие компании перечисляли учтенную в тарифе сумму поставщику, но она, по утверждениям ресурсоснабжающих и сетевых организаций, не соответствовала реальной стоимости поставленной электроэнергии, то есть поставщик оказывался в убытке. Который теперь будет устранен. За счет тех, для кого горят лампочки в подъездах и дворах и ездят лифты. Нас с вами.
С конца прошлого года «Комэнерго», параллельно с оформлением документов по определению границ эксплуатационной ответственности между поставщиком и управляющей компанией, устанавливает общедомовые приборы учета в ревдинских домах, планируя, по информации Управления городским хозяйством, закончить эту работу к 1 апреля.
— Рассчитываться за электроэнергию управляющие компании будут по показаниям общедомового счетчика, а жители с управляющей компанией — по индивидуальным, если таковые есть, или, в их отсутствие, по тарифу, — поясняет Александр Томилов. — Разница между этими двумя суммами будет раскидываться между жильцами. Правилами предоставления коммунальных услуг установлены две формулы расчета размера платы: в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных приборов учета. Понимаю, что для жителей это будет неприятным сюрпризом и не избежать возмущений. Но не мы это придумали. Таков закон. Собственники должны нести полную материальную ответственность за все, что происходит в их доме. В том числе за горящие круглосуточно лампочки в подъездах…
Введение новой строки, относящейся к коммунальной услуге, не требует согласования с собственниками, но однозначно вызовет всплеск недовольства жильцов, по мнению которых такая строка появилась «ниоткуда», ведь если раньше они ее не оплачивали, то и сейчас требования управляющей организации необоснованны.
Единственным решением для ТСЖ и управляющих организаций представляется повышение правосознания собственников помещений и информационно-разъяснительная работа с ними.
Из журнала «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»