СУМЗ обвиняют в гибели урожая

Воскресным утром, 9 августа, жители поселка ЖБИ, что неподалеку от Среднеуральского медеплавильного завода, не узнали свои огороды. Свекольная ботва, огурцы, петрушка стояли беловатые, как будто припорошенные снегом, астры, пионы, листья смородины, крыжовника и яблонь почернели и свернулись, ягодные кустики покраснели, побурела картофельная ботва, на капусте появились мелкие дырочки. «СУМЗ сжег весь урожай», — уверена Светлана Бархатова, жительница дома № 42 по улице Кирова. И все соседи с ней согласны.

Чем ближе к СУМЗу, тем больше чувствуется дыхание осени. Только почему-то леса одеты не в «багрец и золото», как это бывает в «короткую, но дивную пору», а шелестят буро-желтыми скрученными листьями. Завод в понедельник, 10 августа был окутан серо-белыми клубами дыма.

— К нам в поселок «осень» пришла в начале августа, — горько улыбается Светлана Бархатова, — а ведь еще в субботу вечером все было зеленым. Года три назад у нас часто такое было, но не так сильно, только кое-где дырочки на листьях и все. И тут выброс с СУМЗа! И это не заморозки! Салат бы замерз точно, но на него, к счастью, не попало. А у забора мать-и-мачеха пожелтела, а ведь она заморозков не боится.

Светлана Ивановна давно заметила, что СУМЗ больше всего «газует» именно с субботы на воскресенье: «Иной раз ночью из дома выйдешь, нечем дышать, рвота у всех начинается, окна не открыть». Не стали исключением и минувшие выходные.

По словам Светланы Бархатовой, облачность в субботу была низкой, ветер слабый, шел дождь. Вот газ и прижало, а потом он соединился с водой в серную кислоту. У всех на улице Кирова сгорела растительность на огородах в той или иной степени.

— До слез жалко урожай, — сетует Светлана Бархатова. — Полдня проплакала. Все, свекла больше расти не будет, а ей бы еще расти и расти минимум месяц. В нашем-то районе каких трудов стоит вырастить урожай! И все насмарку.

— Утром в воскресенье встала, глянула в окно и не знаю, что сказать, — жалуется пожилая женщина Соня Ахтамова, соседка Бархатовой, живущая в доме № 44. — Сначала подумала, что снег выпал, потом присмотрелась — ботва сожжена. И картошка пострадала, и свекла, и смородина. На огород страшно смотреть!

У Ольги Мурдиновой из дома №46 по улице Кирова сгорели свекла, морковь, кабачки, частично картошка.

— Кислота сразу не проявляется, результат серного дождя будет виден позже, — утверждает Ольга Ивановна. — Посмотрите, дома у нас возрождаются, строятся, люди поверили, что выбросов не будет, да их и не было. Вначале мы надеялись, что нас снесут, квартиры предоставят, но ничего подобного. А хочется жить в нормальных условиях!

Пострадавшие хозяева настроены решительно. Собирают подписи под заявление на имя главы администрации городского округа Ревда Андрея Семенова с просьбой создать экологическую комиссию, которая решит, кто сжег огороды, определит величину ущерба, взяли координаты ответственных чиновников Росприроднадзора, намерены пойти в прокуратуру и в суд.

Комментарий Аркадия Рудого, главного эколога ОАО «СУМЗ»:

— В выходные предприятие работало в штатном режиме, шли на сниженных оборотах из-за неблагоприятной погоды — плохие условия рассеивания. Хотя штормового предупреждения от метеорологов не поступало, мы следим за этим, поэтому снизили нагрузку. Превышения по выбросам не было. Показатели (а мы делаем замеры ежедневно, минимум трижды в день) были гораздо ниже установленных нормативов.

Популярное