Дело техники

Евгений Зиновьев, редактор газеты «Городские вести»Евгений Зиновьев, редактор газеты «Городские вести»

Нас все активнее заставляют пользоваться тем, что мы пока еще в силах оплачивать
Вообще-то, технический прогресс — дело хорошее. Это когда все его достижения мы начинаем использовать исключительно по своей воле, радуясь тому, что они привнесли в нашу жизнь очередную порцию удобства. Но в последнее время всевозможные прогрессивные штучки внедряют в нашу жизнь сверху, нахрапом, не спрашивая о том, хочется нам ими пользоваться или нет.

С одной стороны, мы, конечно, темнота некультурная — многим из нас все еще проще стучать по печатной машинке, чем по клавиатуре компьютера; для многих кажется более надежным получать зарплату в кассе наличкой, чем через банкомат; а если грозный работодатель даже и заставил нас под страхом увольнения освоить по минимуму Word, то фига с два мы по своей воле полезем изучать его допфункции.

С другой стороны, если хоть чуть-чуть постараться, мы много чего можем освоить, и процесс освоения в большинстве случаев оказывается далеко не таким страшным, как кажется поначалу. И уже сложно вспомнить, как мы несколько лет назад обходились без мобильников, интернета, домофонов, автомобильных навигаторов, электронных платежных систем и т.п.

И все-таки рвение наших властей по полунасильственному внедрению в нашу жизнь различных технических примочек уже начинает набивать оскомину. Самая большая оскомина «набилась», по-любому, у автомобилистов. К детским автокреслам, которые в одночасье превратили пятиместные автомобили в четырехместные, мы уже, вроде как, попривыкли. Но сейчас водителей ждут новые перемены — летняя бойня на российских дорогах (хотя даже ГИБДД признала, что количество погибших не вышло за рамки обычной статистики) спровоцировала жесткий президентский мэсседж: во все автобусы и грузовики — по тахографу, а на каждое кресло междугороднего автобуса — еще и по ремню безопасности. Правда, президент не уточнил, за чей счет. А значит, наверняка, это опять будет проблемой собственников транспорта. Что ж, большой президентский привет «Пассажирской автоколонне»!
Еще раньше большой привет был передан российским автошколам, которых фактически обязали оснастить учебные машины системами видео- и аудиозаписи, а учебные классы — специальной компьютерной техникой. Не за горами и директива об обязательном оснащении всех отечественных автомобилей приемниками навигационной системы ГЛОНАСС с одновременным резким повышением пошлин на ввоз приемников американской GPS. Эта мера очень органично дополняет борьбу правительства с подержанными иномарками в целях побуждения россиян приобретать чудеса отечественного автопрома.

На второе место, после транспорта, по числу навязываемых сверху новаций выходит, однозначно, образование. Пресловутый ЕГЭ, который с пеной у рта защищали министерские чиновники, оказался далеко не совершенным. Если верить его результатам, то самые лучшие в России знатоки, например, русского языка живут в Адыгее, Дагестане, Карачаево-Черкессии… Северо-Кавказский регион, помимо русского языка, славится еще высоким уровнем коррупции. Но это ведь совпадение, правда?
Результаты ЕГЭ — а в некоторых регионах, согласно официальным данным, его сдали больше 100% выпускников — насторожили и Министерство образования, и самого президента Медведева. А Всероссийский педагогический форум, прошедший в Санкт-Петербурге и вовсе принял открытое обращение к властям, в котором прямо заявлено — ЕГЭ, на внедрение которого были потрачены огромные деньги, провален. «Бесконечная череда экспериментов, захлестнувшая российское образование, привела к почти полному развалу выстраивавшейся десятилетиями системы просвещения. Мы практически полностью перешли на «штамповку» учеников, способных ответить на вопросы теста, созданного неизвестно кем и для чего», — говорится в обращении.

Еще одна проблема, решая которую работники образования разрываются между смехом и плачем, — это выполнение антитеррористических требований. Ясно понятно, что после Беслана, в школах надо было что-то делать. И начали делать… Одним из «антитеррористических» требований стало восстановление заборов вокруг образовательных учреждений, как основы всеобщей безопасности.

А в этом году на школы обрушилось новое веяние — электронные пропускные системы с турникетами и пластиковыми карточками для каждого учащегося. С обывательской точки зрения еще неясно, что страшнее — то ли мифический «басаев» (который, даже если прорвется через забор, то, не обладая заветной карточкой, конечно же, испугается турникета!), то ли потенциальная давка на входе в школу, когда десяткам учеников нужно будет за десять минут по одному просочиться сквозь «вертушку». Это уже не говоря о том, что учащиеся (особенно начальных классов) обязательно будут терять свои карточки.
«Если честно, самое эффективное требование, которое нам выдвигают по линии антитеррора, — это повесить в школе плакат с инструкцией: как себя вести, если вас уже захватили в заложники. Потому что, если захотят захватить — захватят. И не остановит их ни забор, ни турникет, ни охранник в камуфляже», — за глаза поделился недавно с автором директор одной из ревдинских школ.

Все до единого технические нововведения, которые нам навязывает власть, объясняются заботой о нашей безопасности — автокресла против травматизма, тахографы против аварийности, ЕГЭ против коррупции, заборы и турникеты против террора. На выполнение этих требований в российских масштабах тратятся многие миллиарды рублей. И львиная доля этих расходов просто тупо перекладывается на плечи населения. Гаишники перекладывают на водителей, педагоги — на родителей. Ну как, родители-водители, вы чувствуете, что о безопасности вас и ваших детей позаботились?
Новинки, оплату которых можно легко переложить на простых людей, у нас внедряются с завидной легкостью и скоростью. Не беда, что они потом оказываются малоэффективными либо приносят неудобства населению. Главное, есть повод отчитаться о работе, а необходимая для этого статистика всегда найдется. Недаром говорят, это просто одна из форм лжи*.

* Афоризм: Бывает три вида лжи: просто ложь, гнусная ложь и статистика.

На что бы лично я раскошелился

Это электронные регистратуры в городских поликлиниках — детской и взрослой. Они уже внедрены в лечебных учреждениях некоторых городов России, в частности, в Перми, Новосибирске, Старом Осколе, Томске, Ставрополе, Самаре. Электронная регистратура позволяет записываться на прием к врачу как по телефону, так и через интернет. А с помощью специальной пластиковой карты — оплатить все платные медицинские услуги. В перспективе электронные регистратуры позволят отказаться от обычных бумажных карточек, которые тысячами пылятся в поликлиниках, занимают площади и часто теряются: их может заменить электронная база данных, и каждый врач прямо из своего кабинета сможет получить доступ к истории болезни пациента, оперативно узнавать результаты всех сданных им анализов. Такие электронные регистратуры активно разрабатываются программистами с учетом особенностей каждого лечебного учреждения. Они позволяют значительно уменьшить очереди, улучшить скорость и качество приемов. Но, к сожалению, электронные регистратуры пока никто не велит внедрять повсеместно.

Популярное