СУМЗ, СУМЗ, СУМЗ! С-у-у-у-у-м-з!

Григорий Порошин, народный обозреватель

СУМЗ, СУМЗ, СУМЗ — кормилец, поилец, обогреватель, отравитель и нарушитель местного спокойствия. Читаю «Городские вести», и опять: СУМЗ и поселок ЖБИ, СУМЗ и карьер Кирзавода, СУМЗ и Первоуральск. Это ж сколько валерьянки выдает руководство СУМЗа своим экологам?

Зашел на «Википедию», в раздел «Ревда». Первое, что бросается в глаза: Ревда — зона экологического бедствия… Вот про свиной грипп крику много. А вот про то, что мы живем в зоне экологического бедствия, — тишина.

Кто-нибудь задумывался о том, что своим здоровьем мы оплачиваем долгую и счастливую жизнь «тамошних бюргеров»? Вот если бы в европах сказали: «Уважаемые господа, мы не будем покупать вашу медь, потому что она производится с нарушением общепринятых требований охраны человеческого здоровья и окружающей среды», то, наверное, нам было бы полегче. Но этого никогда не будет, вместо этого нам поставляют новые медицинские препараты по стабильно растущему курсу евро.

Примерно год ведется полемика вокруг карьера Кирзавода. Первоуральск же бьется с СУМЗом уже не один десяток лет. Попробуем проанализировать сложившуюся ситуацию.

1. СУМЗ

— Его технологическая цепочка не позволяет производить продукцию в соответствии с современными требованиями по безопасности выбросов, образования отходов.

— У руководства завода, на мой взгляд, отсутствуют моральные принципы и понятия о социальной ответственности.

— К тому же, деятельность руководства завода оценивается хозяином по размеру прибыли. И чем меньше затрат, в том числе и на экологию, тем лучше.

— Поэтому руководство СУМЗа не всегда откровенно с общественностью, предоставляя неполную информацию о загрязнении окружающей территории.

— Очевидно, что часть государственных чиновников заинтересована в деятельности СУМЗа, поэтому дела по жалобам населения спускаются на тормозах. Расследования проводятся формально и ограничиваются требованиями отчетов о принятых мерах от местных чиновников.

— Местные чиновники, подконтрольные УГМК, используют только те аргументы, которые подтверждают их правоту.

— Сегодняшняя городская власть будет работать еще, как минимум, 2,5 года.

2. Жители территории вокруг СУМЗа

— Письма с жалобами находят адресатов, и городские власти вынуждены реагировать.

— Экологи СУМЗа также вынуждены реагировать на заявления граждан.

— Учитывая дороговизну инструментального контроля и лабораторных исследований, доказать причастность СУМЗа к выбросам, гибели урожая, болезням жителей практически невозможно.

— Но письма жителей печатаются в местной независимой прессе, которая еще существует.

— И все-таки СУМЗ вынужден тратиться на реконструкцию производства.

— И все-таки СУМЗ на сегодня не завозит пески на Кирзавод (пока еще!).

— И все-таки первоуральская прокуратура завела дело на руководителей СУМЗа.

— И все-таки складываются коллективы единомышленников  на ЖБИ и Кирзаводе. Люди учатся действовать сообща.

В итоге

Информированность населения растет. Втихую напакостить не получается. Надзор государства, пусть со скрипом, но возвращается. Жалобы и письма с трудом, но находят адресатов. И ответные действия федеральных властей все-таки имеют место быть.

И пусть СУМЗ по-прежнему бравурно заявляет о заботе о людях и экологии, напоминает о своих котельных и рабочих местах. СУМЗ уступает требованиям горожан — это главное. Мир не сошелся клином на СУМЗе.

Рано или поздно СУМЗу придется признать свою причастность к загрязнениям. Это факт. Как и факт то, что мир не откажется от потребления меди. И чем раньше СУМЗ будет открыто работать совместно с горожанами, тем будет лучше и той, и другой сторонам.

Поймет ли руководство компании, что сиюминутная выгода не приводит к устойчивой работе предприятий, и требование увеличения прибыли без учета внешних факторов, в том числе и требований горожан, касающихся экологии, губительно для обеих сторон?

Гибель урожая (да простят меня жители поселка ЖБИ) еще можно понять: модернизация производства — штука сложная, со многими неизвестными послед-ствиями. Но вот принятие решения о складировании песков на Кирзаводе явно ошибочное, и отмена данного решения не требует ни копейки затрат. Достаточно просто остановить работы.

Вопрос в том, хватит ли у руководства СУМЗа мужества признать свои ошибки и исправить их? Хватит ли воли у руководства компании, владеющей тремя из четырех крупных предприятий Ревды, чтобы выделять средства на исправление экологической ситуации и не множить зоны экологического бедствия на территории Ревдинского района?

Популярное