Улицы Ревды благоустраивают отходами НСММЗ

Как только на улице Щорса появились кучи шлакового щебня, некоторые жители взяли в руки лопаты. Одни для того, чтобы расчистить засыпанную канавку для стока воды, а другие «испытывали» строительный материал, разбрасывая его в ближайшие ямки
Как только на улице Щорса появились кучи шлакового щебня, некоторые жители взяли в руки лопаты. Одни для того, чтобы расчистить засыпанную канавку для стока воды, а другие «испытывали» строительный материал, разбрасывая его в ближайшие ямки

С утра понедельника, 26 октября, на улицу Щорса, что на поселке за Дворцом культуры, КамАЗы начали возить и сваливать на дорогу нечто, похожее на промышленные шлаки НСММЗ. К полудню таких куч было шесть. Естественно, жители забили тревогу: что же такое творится — на одном конце города начинают хоронить строительные пески СУМЗа, а на другом — пытаются уложить проезжую часть металлургическими шлаками с НСММЗ!

То, что шлаки привозятся с этого предприятия, подтвердил помощник депутата ревдинской Думы Сергея Логиновских — Станислав Хемеля, поджидавший в тот день грузовые автомобили. Да это и не шлаки вовсе, говорит он, а шлаковый щебень. Просто-напросто решили ими выровнять изрядно разбитую дорогу.

Улица Щорса входит в избирательный округ депутата Сергея Логиновских, проживающего, кстати, в этом же поселке. По его словам, процесс засыпки согласован с администрацией. Всего на дороги двух улиц выложат 400 тонн шлакового щебня. Депутат сказал, что выполняет таким образом наказы своих избирателей по благоустройству.

— Шлаковый щебень здесь — это благотворительность НСММЗ, — утверждает Сергей Иванович. — Вообще-то, предприятие продает его за деньги, отгрузка идет вагонами. Он дешевый. Засыпка дороги щебнем обошлась бы в десятки раз дороже.

Как пояснил Сергей Логи-новских, этот строительный материал представляет собой выжженный шлак металлолома. Его начали производить сразу после запуска электросталеплавильного производства, когда он стал накапливаться.

— Это совершенно безвредная вещь, имеет соответствующий сертификат, — говорит Сергей Иванович. — Прежде чем началась отсыпка дороги шлаковым щебнем, я ознакомился с этим сертификатом.

Что это за вещь — шлаковый щебень — мы попытались выяснить у начальника отдела экологической безопасности НСММЗ Вадима Семавина, только он переадресовал все вопросы к пресс-службе предприятия. Но руководитель пресс-службы, как оказалось, находится в отпуске.

— Что такое шлаковый щебень, надо спросить с того, кто дал разрешение на отсыпку, а именно — у администрации городского округа, — коротко ответил по телефону начальник территориального отдела Роспотребнадзора Александр Ульянов.

Директор Управления городским хозяйством Виталий Мухорин оказался не в курсе ситуации. Однако он предположил, что частники сами занялись благоустройством своей территории.

Тем временем, частники разделились на два лагеря. Одни обрадовались, что на поселке наконец-то появится приемлемая дорога, по которой ранее без болотных сапог пройти невозможно было, а другие сомневаются в безопасности промышленных отходов. Поэтому, засыпка дороги шлаковым щебнем на улице Щорса идет с разрывами — владельцы ряда домов категорически отказались от такого благоустройства возле своих жилищ.

— Вроде, все жители не возражали отсыпать дорогу, сейчас некоторые отказываются возле своих домов, — сказал председатель уличного комитета Николай Крашенинников. — Это же хорошее дело, и никаких денег с людей не требуют.

— Я готова сама разбросать щебень по дороге, только с каждого дома возьму по 10 тысяч рублей, — шутит жительница улицы Щорса Людмила Михайловна. — Дело благое, что возражать-то? Но все-таки я считаю, что этот щебень вреден. Бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Это же отходы производства. А что это, мы знаем? А у нас дети, скотина! Конечно, переживаем…

— Одной «отравой» больше, одной «отравой» меньше, какая нам разница! — бросил на ходу куда-то спешащий житель поселка.

Бывший дорожный строитель Евгений Шестаков никогда не работал со шлаковым щебнем. Он вышел  из дома и решил попробовать,  что это такое
Бывший дорожный строитель Евгений Шестаков никогда не работал со шлаковым щебнем. Он вышел из дома и решил попробовать, что это такое

Работник СУМЗа Александр Мельников, первым сообщивший нам о завозе шлакового щебня на улицу Щорса, тоже против его укладки возле своего дома. Говорит, что знает, какой шлак бывает — там вся таблица Менделеева. Поэтому намеревается засыпать дорогу возле дома привычным щебнем, как и сосед.

— Щебень — это нормально, а не шлак металлургический, — сказал Александр Мельников. — Это же потом в пыль превратится, потом все с грязью занесем в дом. Это нормально? К тому же, дорожного полотна нет, и решили дорогу отсыпать! Когда морозы ударили — начинаем за дороги приниматься, как всегда. Еще просят заплатить за автогрейдер, его работа в час стоит 1200 рублей.

Как только появилась куча шлакового щебня возле дома Евгения Шестакова, он, как бывший дорожный строитель, взялся за лопату и решил раскидать строительный материал по ямкам дороги — попробовать, что это такое? С таким материалом ему еще не приходилось сталкиваться.

— На щебень у нас сертификат был, — рассуждает Евгений Игнатьевич. — Щебень с Магнитки считался самый вредный, в нем была какая-то химическая примесь. Его использовали только для нижних слоев основания дороги. А так использовали щебень карьеров Нижнего Тагила. А про этот шлаковый щебень мне сказали, что есть какой-то сертификат соответствия.

То, что шлаковый щебень никакой опасности не представляет, подтвердил и бывший главный механик НСММЗ, ветеран труда Сергей Калашников. Сергей Александрович утверждает, что этот продукт металлургических отходов прошел в Москве все необходимые экспертизы. Шлаковый щебень активно скупают у НСММЗ и используют при строительстве. А превращение его в пыль маловероятно — слишком велика плотность материала. Так ли это на самом деле, жителям улицы Щорса придется ощутить на собственном опыте. Кстати, машины, высыпающие шлаковый щебень НСММЗ, видели в минувший понедельник и на дорогах центра Ревды.

Это дешевле, чем обычный щебень

Помощник депутата Думы городского округа Ревда Сергея Логиновских Станислав Хемеля говорит, что отсыпка дорог шлаковым щебнем НСММЗ обходится гораздо дешевле, чем обычным. Десять тонн обычного щебня стоят 5 тысяч рублей, а 400 тонн шлакового щебня обходятся всего в 40 тысяч рублей.

Популярное