Дважды наказанный

Олег Проданов (Ревда)

В отдел дознания городского ОВД пришел странный посетитель. «Вы меня посадили, теперь, прошу — помогите выжить в обществе, в котором мне теперь больше нет места», — обратился он к начальнику отдела Венере Исламовой. Выслушав историю мужчины, Венера Загитовна лишь смогла посочувствовать: у милиции-то никаких программ реабилитации нет. Своими силами помочь Олегу Проданову даже при желании она не сможет.

Срок в семь месяцев в колонии-поселении ранее судимый Олег Проданов получил за то, что не давал спокойно жить бывшей гражданской жене и теще: приходил, устраивал сцены, выбил окно, угрожал не желающей пускать экс-супруга в дом женщине расправой.

Подобный поступок вовсе не говорит в пользу взрослого 41-летнего мужчины, и нежелание жить с дебоширом гражданки очень даже понятно. Но, отбыв наказание и освободившись 13 ноября, Олег с ужасом понял, что наказан вдвойне. Успел закончиться срок его временной прописки. Бывшая семья не желает его видеть, не то чтобы принять и обогреть — хотя он отец ребенка. С завода уволили, следовательно, денег на съемную квартиру нет. Устроиться на другую работу — нет прописки.

— А родная мать, которая живет в Ревде одна в двухкомнатной квартире, прямым текстом сказала: не нужен ты мне, взрослый непристроенный дитятя, даже не приходи ко мне, не пущу, — рассказывает Олег Проданов. — Такие уж у нас отношения, уже много лет. Мол, берись за ум и живи, где раньше жил, или ищи другую женщину. Сначала я впал в запой, но проблема от этого не решается. Стал думать, куда деваться. Даже была мысль, а не пойти ли в дурдом в качестве пациента: хотя бы крыша над головой и кусок хлеба, да и здоровье поправить надо, после аварии весь больной, а завод отнял в свое время последние силы. Так мне без прописки и в больницу не попасть. Вот, в милицию пришел…

Что характер у мужика не сахарный, он и не отрицает. Иначе почему бы еще он оказался никому не нужен?.. Дело в другом: обстоятельства плюс собственная нерадивость поставили жизнь Олега в тупик, из которого выбраться практически невозможно.

— С протянутой рукой ходить? — в отчаянии вопрошает он. — Но я же не безнадежный инвалид, я работать хочу, свой угол, встать на ноги… Я не хочу стать опустившимся бомжом! Пока удается найти ночлег у кого-нибудь из друзей, но вскоре это им окончательно надоест, кому посторонний человек нужен? Может, какая-нибудь служба посоветует, куда обратиться с проблемой и как поступить?…

Такие люди — наша головная боль

Венера Исламова, начальник отдела дознания ОВД Ревды:
— Вот так и бывает, что к нам в милицию приходят люди, оказавшиеся после отбывания наказания в трудной ситуации. А помочь-то нечем. И при этом наша же, милицейская, головная боль: а ну как от отчаяния да с голоду такой грабить на улицу пойдет? Или, бродя неприкаянно, сам нарвется на преступников, получит по голове, а мы расследуй. Или замерзнет… С родными побеседовать? Но ведь не несовершеннолетний и не престарелый. Во вполне дееспособном возрасте — пожалуйста, вот-вот пополнит ряды бродяг и бомжей.

Жилья нет, но реабилитацию пройти возможно

Татьяна Бородатова, заместитель главы администрации городского округа Ревда по социальным вопросам:
— Ситуация, в которую попал Олег Проданов, не нова ни для Ревды, ни для России в целом. К сожалению, просто взять и выделить жилье попавшему в беду человеку администрация не может: свободных квартир или комнат нет. Могу посоветовать два варианта. Первый: маневренное жилье, то есть такое, куда можно временно поселить нуждающегося, имеется. Правда, такие квартиры постоянно заняты, люди стоят на очереди. Но попытаться можно. Пусть Олег Проданов придет в жилищный отдел администрации Ревды по адресу: ул. Горького, 26. Напишет там заявление на предоставление ему маневренного жилья. Может, и посчастливится, какое-либо освободится пораньше. Проживая в такой временной квартире, человек ищет варианты, устраивается на работу, приводит в порядок свои дела и затем ее освобождает. Вариант второй. У нас действует программа «Возвращение» по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. В рамках этой программы сотрудничаем с ревдинским отделением Фонда социально-реабилитационных центров «Дорога к жизни», там могут помочь. Но обратившийся туда человек должен осознавать, что это не предоставление еды и ночлега, а курс реабилитации с обязательным проживанием в Центре.

К нам всегда можно обратиться. Но наши правила придется принять

Андрей Полякин, руководитель ревдинского отделения Фонда социально-реабилитационных центров «Дорога к жизни»:
— Да, у нас проходят реабилитацию люди, оказавшиеся в трудном положении: наркозависимые и, с недавних пор, лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы. К нам всегда можно обратиться. Сначала собеседование: наш специалист разъясняет человеку условия пребывания в Центре, чтобы он четко понял, с чем ему придется столкнуться, и принял серьезное решение: готов ли он проходить у нас реабилитацию. Срок пребывания у нас — год. За это время придется соблюдать правила: не пить, не курить, не материться; есть четкий распорядок дня для всех без исключения. Проживающие трудятся внутри центра, ведут хозяйство, а также выходят в город в сопровождении инструкторов для работ по благоустройству. Зарплаты нет, но есть жилье, одежда, питание, лечение. Самовольный выход в город не разрешается. Если с правилами не согласен — дверь открыта, только пути назад нет, ведь у нас не ночлежка и не столовая. Наша программа — для тех, кто действительно хочет измениться, стать другой личностью, а не просто решил переждать, пока дела наладятся.

Популярное