Сеанс спонтанной импровизации

В холодный вечер пятницы меломанов в очередной раз согрела хорошая музыка. В неожиданном джазовом диалоге на сцене Дворца культуры предстали пианисты, которых называют легендами джаза.

Игорь Бриль относится к старшему поколению шестидесятников. Как рассказала ведущая, музыковед Ирина Винкевич, Игорь Бриль начал выступать в качестве джазового пианиста в 15 лет, а летом прошлого года он отметил свое 65-летие.

— Простой подсчет — полвека в джазе. Невозможно уложить в двух словах всю биографию этого музыканта, — подчеркнула Ирина Витальевна. — Он считается непревзойденным мастером легкого туше, нюансов и полутонов. А еще Игорь Бриль — блистательный педагог.

Игорь Бриль
Буги-вуги Игорь Бриль исполнил вместе со зрителями: он играл и одновременно дирижировал залом. Ритмичные аплодисменты стали частью музыкального произведения

Валерия  Гроховского, представителя более молодого поколения джазменов, ведущая назвала «гражданином мира».

— Москвич, живущий в США, в России он часто концертирует, во Франции — участвует в фестивалях, в США — пишет музыку к фильмам и преподает, а вот местом созерцания и отдыха для него стала Коста-Рика, — сказала о нем Ирина Винкевич.

Музыканты знакомы давно, и их судьбы неоднократно пересекались, но этот концертный тур — первый совместный.

— Я бесконечно рад, что мы сегодня встретились, независимо от погоды, — приветствовал зрителей Игорь Бриль. — Сегодня в зале наверняка собрались самые-самые любители джаза. Начнем мы со «Старого ржавого блюза». Почему блюза? Потому что без него нет чувства джаза.

Два отделения, полные соло, импровизации, авторских композиций и джазовой классики. Бриль и Гроховский без слов, одним взглядом передавали друг другу, словно мячик, право импровизировать, ловили друг друга на лету. Как объяснили потом, это действительно не было отрепетировано, а получилось только благодаря многолетнему опыту выступлений и импровизации.

Кроме того, Игорь Бриль, более общительный по сравнению со своим коллегой, постоянно перемежал композиции легкими шутками, вроде сравнения себя с тапером: «в пианиста не стрелять, играет, как умеет».

После концерта состоялась традиционная для этого абонемента филармонии встреча с музыкантами. В непринужденной обстановке некоторым ревдинцам удалось лично пообщаться с Игорем Брилем и Валерием Гроховским.

Игорь Бриль, например, признался, что ему очень понравилась атмосфера, царившая в зрительном зале во время концерта. Он назвал ее домашней. Рассказал также и о своих необычных хобби: он собирает облака и рояли.

— Сейчас у меня одиннадцать роялей, один из них настоящий. Пианист Николай Петров начал эту коллекцию в 2005 году, подарил мне каменный рояль на день рождения, правда, опоздал на полгода, — поделился воспоминаниями Игорь Михайлович. — А с облаками у меня заоблачная связь. Моей собаке 17 лет, мы с женой по очереди ее выгуливаем. И однажды во время прогулки я начал фотографировать облака, грозовые, перистые… Если бы я знал, что будет у нас такая встреча, я бы привез и рояли, и облака!

Валерия Гроховского ревдинцы попросили рассказать о его работе в кино.

— Я писал музыку последние восемь лет к разным фильмам. Старался, чтобы через музыку была понятна философия фильма и что чувствует герой, даже без перевода. В результате музыку оценили высоко, а вот сами фильмы — не очень, — с улыбкой признался Валерий Гроховский.

— Я преподаю с пяти с половиной лет, не шучу. Моя соседка уже ходила в школу и знала буквы, а я знал ноты. И у нас был некий бартер, учили друг друга, — признался и серьезно, и нет Игорь Бриль. — Мне понравилось играть с Гроховским. Он обладает тонким искрящимся пианизмом… И я рад, что все это закончилось.

Одно из своих авторских произведений Валерий Гроховский посвятил недавно усопшему дирижеру Георгию Гараняну, на встрече зрители поинтересовались у него, доводилось ли Валерию встречаться с мэтром.

— Гаранян когда-то работал в оркестре моего отца, и я несколько раз играл с ним. В апреле мы должны были совместно выступать, но, видите, как получилось, — с сожалением отметил Валерий Александрович.

Музыканты рассказали также о своих семьях, Бриль — о стиляжной молодости, Гроховский — о Коста-Рике. Но закончить рассказ о встрече можно словами Игоря Бриля: «В джазе плохих людей нет».

Популярное