Педагогика диалога

ФедосееваКто виноват в том, что наше общество выращивает внутри себя вандалов

Людмила Федосеева, Почетный гражданин Ревды, заслуженный учитель Российской Федерации

Решусь сказать о том, что нет ни одного человека в Ревде (за исключением, очевидно, тех вандалов), кого бы не затронула информация о фактах осквернения памятников тем, кто исполнял присягу, данную на верность Родине, а значит, всем тем, кто жил, кто живет и будет жить в России и на нашей малой Родине — Ревде. На традиционные русские вопросы «Кто виноват?», «Что делать?», «С чего начать?» ответы, на мой взгляд, просты. Но по порядку. Итак, кто виноват?

В одном нравоучительном стишке, дошедшим до нас из средневековья и до сих пор не утратившем своей злободневности, говорится: «Ребенок учится тому, что видит он у себя в дому. Родители — пример ему». Подрастающему поколению родителями являются отец, мать, родственники, школа, общество и все то, что окружает растущего человека — как сейчас принято говорить, «социум».

Для формирования у ребенка (а ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка является растущий человек до 18 лет) системы нравственных ценностей, верных жизненных установок должны стать атмосфера любви и заботы друг о друге, совместная полезная деятельность детей и взрослых.

Все, что делает ребенок, — это отражение воспринятого им поведения всех нас, взрослых. Действия, поступки детей отражают наши достоинства и недостатки. Причем показывают как бы увеличенно, но заботясь о том, чтобы прикрыть суть своих деяний ханжеской улыбкой, приятной манерой, ловким словцом, как это умеют иные взрослые.

Как не вспомнить слова Антона Семеновича Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка значение». Мудрее, умнее и не скажешь.

К сожалению, и раньше, а в последние десятилетия особенно все чаще приходится учителям встречаться со скрытой формой сиротства. Причина не в том, что взрослые слишком заняты проблемами материального обеспечения семьи, а в том, что пренебрегают общением с детьми. Чаще всего оно сводится к вечернему диалогу:

— Как дела в школе?

— Нормально.

— Какие отметки сегодня получил?

— Не спрашивали.

— Уроки выучил?

— Выучил. А можно мне погулять?

— В 9 часов будь дома.

И чаще всего все. А где диалог о личных радостях, о горестях, о друзьях, об увлечениях и достижениях? Мы сегодня возмущаемся равнодушием, черствостью окружающих, особенно молодежи, бюрократическим отношением чиновников, потребительским отношением детей, внуков к родителям и родственникам. А не мы ли эти семена своим равнодушием, безмолвием в свое время посеяли, а сейчас эти семена расцвели махровым цветком?

Один только красноречивый пример. Давно ли наши чиновники от образования прописали в нормативных актах запрет на привлечение детей к общественно полезному труду: участие в субботниках по благоустройству школьного двора, работе на пришкольном участке, уборке урожая, самообслуживанию в учебном кабинете. Кто, кроме педагогов, возмутился?

Родители, общественность, политические партии? Никто! А к голосу учителей и в советские-то времена не очень-то прислушивались, а в постсоветский период учитель вообще возведен в ранг прислуги. И что имеем сейчас?

Даже школьную доску учитель не имеет права ученика попросить подготовить к уроку, а в школьной столовой — убрать за собой посуду. Ученик имеет право не выполнять домашнее задание, опаздывать и заходить на урок в любое удобное для него время («Здравствуйте, извините, разрешите» — таких слов в лексиконе у некоторых учеников давно нет), дерзить учителю, не реагировать на его замечания, считать должным вслух на уроке комментировать деятельность и слова учителя.

А если учитель «посмел» принять превентивные меры к ученику, чтобы побудить его задуматься о своем отношении к учебному труду, учителю, поведению на уроке, сразу же родительский окрик: «Не сметь!» — и жалоба чиновникам, которые красиво умеют говорить: «Мы де защищаем права детей». Права на что? На потребительство, на личные удобства, на хамство учителю? Но зато какой «высоконравственный» урок получил ребенок!

А ведь народная мудрость гласит: «Что посеешь — то и пожнешь». И какой же урожай соберет сеятель в будущем? Да ладно бы только сеятель — пожнем мы все вместе с вами.

Человек, которого учили с детства лишь брать у других, ничего не давая взамен, вряд ли сможет быть чутким, внимательным, любящим мужем и отцом, верным бескорыстным другом. Он всегда, везде, при любых обстоятельствах думает прежде всего о себе, о своих желаниях, удобствах. Не в этом ли кроется еще одна беда, злободневная проблема современного общества — разводы родителей, каждый из которых считает, что он заслуживает большего, чем другой.

Часть родителей полагают, что все хорошее у детей — от семьи, плохое — от школы. Но в первый класс дети идут с 6-7-летними привычками и чертами характера, которые еще не сформированы, но уже заложены — это во многом и определяет дальнейшее развитие личности. А потому чрезвычайно важное значение с первых дней пребывания ребенка в школе имеет сотрудничество школы и семьи, диалог учителей и родителей.

Продолжение следует.

Приглашаю к диалогу учителей, воспитателей, родителей и персонально Н.В.Лупача, под руководством которого у педколлектива ГПТУ-72 накоплен опыт воспитания и работы с воспитанниками и родителями.

Популярное