От взаимодействия к партнерству

Людмила Федоровна Федосеева
Людмила Федосеева, Почетный гражданин Ревды, Заслуженный учитель Российской Федерации

Читать первую статью «Педагогика диалога»

Как-то несколько лет назад в 11 классе при изучении по обществознанию проблем, связанных с социализацией личности и роли семьи при этом, провели в классах социологическое исследование. Большинство учащихся, считая своих родителей хорошими людьми, утверждали, что своих детей они не будут воспитывать так, как воспитывают их, а на вопрос «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на вашу семью?» утвердительно ответили лишь 40%. Еще меньше ответили «отчасти», а часть ответили отрицательно.

Проблема отцов и детей стара как мир, а потому одной из важнейших задач школы является преодоление разобщенности воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо объективных факторов, причины этого заключаются в недооценке или неумении отдельных учителей и классных руководителей заинтересованно и систематически работать с родителями, привлекать их к активному и ответственному участию в школьной жизни своих детей, превращать родителей в своих единомышленников и союзников, партнеров в образовательном процессе.

Одной из замечательных традиций некоторых классных руководителей школы №28 являются классные часы, на которых родители рассказывают о своем труде, профессии, о мире своих увлечений, о совместном досуге с детьми. Ведь среди родителей немало увлекающихся путешествиями по родному краю, кино- и фотосъемками, изобретательным творчеством, изготовлением поделок из природного материала, коллекционированием, вышиванием и т.д.

После таких встреч другими глазами дети и их родители смотрят друг на друга. В очередной поход выходного дня с детьми уже идет не только классный руководитель, но и родители, которые учат детей наблюдать, слушать, слышать, ориентироваться, ставить палатку, разжигать костер, бережно относиться к природе. В практике классных руководителей по-прежнему экскурсии, где на рабочем месте дети знакомятся с особенностями той или иной профессии родителей.

Так от взаимодействия зарождается партнерство, в ходе которого меняются не только формы, но и содержание. Это нашло отражение в проведений совместных праздников, спортивных соревнований родителей и детей. Их в учебном году немного, они посвящаются семейным династиям, мамам, встрече Нового года в заснеженном лесу у костра, но подготовка к ним, ожидание их сближает детей и их родителей.

В постоянном поиске в организации совместных дел при поддержке родителей С.В.Овчинникова, О.Г.Слезка, А.Х.Исакова, А.А.Десятова, И.А.Шестакова, А.В.Петрова, О.В.Голоядова.

Не потому ли родители этих классов легко откликаются на проведение акций милосердия, благотворительности для детей детского дома, дома ребенка, а уж если в семье у кого горе, то помогают все. Макулатуру тоже несут все.

Совместная деятельность детей и взрослых, совместный досуг создают уникальные возможности для формирования у детей системы нравственных ценностей, верных жизненных установок. И в учебе дети этих классов первые, так как они знают, что даже самые минимальные успехи классным руководителем будут отмечены, сделать это позволяет рейтинговая оценка знаний, показатель успеха, который найдет отражение в портфолио ученического коллектива.

Редко кого из родителей не увидишь в школе в течение ежегодно традиционно проводимой в декабре декаде открытых уроков для родителей «Чему и как мы учимся в школе».

Главный урок, который родители уносят из школы после посещения учебных занятий, — это то, что учеба — тяжелая работа, требующая значительного напряжения и волевых усилий детей, а знакомство с требованиями к деятельности учащихся на уроке, к ответу, сравнение своего ребенка с другими позволяют увидеть успехи, а, может, и неудачи в учебе.

О жизни ученических коллективов рассказывает стенд при входе в школу «Школа день за днем», об успехах как класса, так и каждого повествуют стенды «Впиши и свою строку в историю школы», «О звездах и тех, кто их зажигает», что дает возможность родителям узнать о жизни «своего» класса, интересах, удачах и успехах детей того или иного класса и школы. В книгу родительской чести, хранимой в музейной комнате, ежегодно в мае заносятся победители школьного конкурса «Семья года». Это семьи, в которых царит атмосфера любви и заботы друг о друге, заботы о детях, о школе, ее учениках, их успехах.

Сохранилась в школе и традиция о письме администрации шефствующего предприятия ОАО «СУМЗ», в котором отмечаются те родители для поощрения, в семьях которых растут счастливые дети. Окончен учебный год — и большая часть учащихся, их родителей получают от администрации школы, учителей и классных руководителей множество благодарственных писем за прилежание, стремление детей к знаниям, за успехи в познании, за активность в жизни школы, а родители за заботу о воспитании детей, участие в жизни класса и школы, за помощь и поддержку учительского коллектива.

Продолжение следует.

Поправка. В приглашении к дискуссии, опубликованном в первой статье, была допущена ошибка в инициалах ветерана педагогического труда Н.З.Лупача. Автор и редакция приносят извинения Николаю Захаровичу.

Популярное