«Не обласкан зритель, а жаль». Последнее слово Майи Фирулевой

Публикуем впервые: выдержки из дневников легендарного директора ДК СУМЗа.

На прошлой неделе, 1 апреля, исполнилось полгода, как нет с нами Майи Михайловны Фирулевой — поистине легендарного директора Дворца культуры СУМЗа, человека, заслуги которого перед нашим городом, его культурной жизнью, сложно переоценить. Все помнят, что Майя Михайловна покинула свою должность не так, как подобает Заслуженному работнику культуры Российской Федерации. Не было торжественных проводов на пенсию, не было большого концерта в ее честь.

Все было как-то скомканно и, откровенно говоря, некрасиво. Очень многие тогда говорили, что Майя Михайловна не заслужила такого к себе отношения, и это действительно так. Недаром сегодня жизнь Дворца народная молва делит на две части — «ту» и «эту». И сравнивает их явно не в пользу «этой».

Майя Фирулева

Недавно старший сын Майи Михайловны, Владислав, разбирая архив мамы, обнаружил в бумагах ее рукопись, датированную осенью 2007 года. Это воспоминания о прошедших годах работы и о том, что происходило во Дворце, когда Майя Михайловна не по своей воле оставляла должность. Владислав Фирулев передал копию этой рукописи в редакцию «Городских вестей» — мы сошлись во мнении, что при жизни Майе Михайловне не дали высказаться. И вообще, не воздали должное… Написанные ее рукой строчки, часто эмоциональные, иногда сбивчивые, — тому подтверждение. Из них явствует, что Майя Михайловна Фирулева хотела быть услышанной. Быть может, публикация этой рукописи поможет нам всем осознать, как мы обошлись с этим замечательным человеком. И попросить у него прощения. Даже если он был в чем-то не прав.

Простите нас, Майя Михайловна…

«А жить было безумно интересно…»

Взяться за перо и написать о прошедших трудовых буднях меня подтолкнула ситуация, в которой я находилась, как в плену, в течение пяти месяцев — с 16 марта по 17 августа 2007 года. В разное время я считала, что жизнь, которую я для себя выбрала, — это мое призвание! Убедилась в этом сама за истечением 39-летнего стажа своей благородной и неблагодарной деятельности на «ниве» клубной. Пройти путь, который меня закалял, формировал, утверждал, прессовал, обогащал, дано было мне судьбой.

1. Годы, за которые не стыдно

1958 год. Егоршинский радиозавод. Настройщик ультракоротковолновых приставок. А в летние периоды — до 1961 года — работа в заводском пионерлагере «Сосновый бор». Но склонности мои к творчеству на сцене заводского Дома культуры имени Попова привели меня на работу заведующей детским сектором. Творческая работа меня захватила так, что жизнь на работе и на сцене, на гастролях занимала первое место, а быт — второе. Моя мечта сбылась — я принимала участие в конкурсах, фестивалях, пробовала себя — и получалось руководить хореографической студией заводской художественной самодеятельности. А солисткой эстрадного оркестра мне предложили стать директор Егоршинского радиозавода В.Н.Якунцев и директор Дома культуры Е.В.Бурланова.

Майя Фирулева

Во многом изменилась моя жизнь, моя творческая судьба. А жить было безумно интересно, так как в эстрадном оркестре были способные, талантливые музыканты. Я скажу, не кривя душой, — меня это очень увлекало и моя жизнь летела на крыльях!

1964 год. Лето. И вновь я в должности старшей пионервожатой в загородном лагере, где и встретила свою судьбу. Жизнь моя, как и многих молодых замужних женщин, изменилась — появились другие заботы, ценности с рождением сына Владислава. Одновременно я понесла великие потери — в 1965 году умерла мама, а через год и папа.

Я закончила заочно культпросветучилище в Свердловске, и в ноябре 1967 года, по решению семьи, мы переехали из Егоршино в Ревду. В первый день своего появления в этом замечательном городе я пришла во Дворец культуры СУМЗа, где весь город скорбел и прощался с Ю.К.Фетисовым — бессменным режиссером талантливого театрального коллектива, известного в городе и области. П.И.Катырев принял меня на должность заведующей массовым отделом Дворца.

Я была воодушевлена тем, что в этом Дворце бурлила жизнь — и по массовой работе, и по работе с детьми, успешно развивалась художественная самодеятельность, в которой были массовость, творчество и качество.

Художественный руководитель В.В.Корсаков был очень грамотным, требовательным руководителем, но вместе с тем талантливым актером. В нем были заложены качества лидера, организатора многих творческих идей. Так, агитбригадное движение «синеблузников» многих заразило на нашем заводе — от рабочих до руководителей, которые поддерживали инициативу.

В программах агитбригад поднимались и производственные проблемы, и темы из жизни. Поднимались вопросы качества продукции, трудовой дисциплины, охраны труда и техники безопасности, шел разговор и о расхищении материальных ценностей… Это был живой, интересный разговор, общение между цеховыми коллективами — численность агитбригад на СУМЗе доходила до 20-ти. На тот период это был нормальный высоконравственный воспитательный процесс, который вывел СУМЗ по творческой работе на первое место в области, а также среди предприятий Центрального Совета профсоюза металлургов.

Волею судьбы, или так считали руководители завода, назначили меня художественным руководителем Дворца культуры. Но одновременно была потребность в директоре клуба имени 1 Мая (на поселке СУМЗа) для организации всей кружковой работы с детьми и подростками, кинопоказа и т.д. И меня, нуждающуюся в жилье, назначили туда. А через полтора года уже было принято решение о переселении жителей из поселка в соцгород и закрытии клуба имени 1 Мая — филиала ДК. Что называется, под бульдозер.

И жизнь моя вновь меняется. В 1970 году я была назначена худруком ДК, когда В.В.Корсакова избрали в профком.

Майя Фирулева

Для развития коллективов было мало концертных площадок. Придумывали импровизированные — гастролировали по селам подшефного Красноуфимского района, Башкирии, в полях, во дворах домов и т.д. Всюду выступали участники самодеятельности В.В.Корсаков, В.Д.Белоусов, солисты обогатительной фабрики, мужской ансамбль МПЦ и СКЦ, ансамбль танца под руководством И.М.Поповой, солистки С.Жукова, Е.Сапогова, В.Сохраннова. Показывались выездные спектакли режиссера А.И.Заверюха, играл замечательный духовой оркестр И.А.Татарченкова, выступала хоровая капелла И.П.Гомзяковой, а после ее отъезда капеллу возглавила выпускница Уральской консерватории Т.Г.Шлохина.

В то время каждый творческий руководитель и участник были настолько одержимы — в них был задор, энтузиазм, сплоченность и в то же время высокий творческий, профессиональный исполнительский уровень. Пройти в какой-либо коллектив можно было, в основном, на конкурсной основе, шел отбор талантов. Зрители Дворца культуры оценивали наши концерты по достоинству — билеты, которых в кассе уже не было, спрашивали за два квартала от ДК.

Все это я рассказываю, чтобы было понятно, где формировалась моя личность — в доброжелательной атмосфере, среди замечательных людей, заинтересованных в развитии творчества — и детей, и молодежи, и людей старшего поколения, которых сейчас называют как-то неласково — пенсионерами. Кстати, именно они — самый надежный оплот всех коллективов: надежные воспитатели, взрастившие на нашем заводе не одну трудовую и творческую династию. Семьи Калягиных, Кибардиных…

С развитием предприятия развивалась и материальная база Дворца. Особенно к юбилеям — 40-летию, 45-летию, 50-летию… За свой трудовой путь я была избрана в профсоюзный комитет завода двух созывов — семь лет работала заместителем председателя профкома на освобожденной основе. За этот период активом завода была проведена лавина дел по организации досуга и отдыха трудящихся и членов их семей, шла работа с подшефными школами по патриотическому и высоконравственному воспитанию. Все праздники проходили при очень высокой явке трудящихся. Расценивалось это как союз творчества и труда.

Очень активно участвовал в моей судьбе И.Г.Саркисов — он категорически запретил мне даже думать об уходе по приглашению на РММЗ.

Лишь три месяца после рождения второго сына Святослава мне пришлось с ним быть — отдав его в ясли, я вышла на работу с большим желанием принести пользу делу.

С 1986 года я была вновь назначена во Дворец — уже директором. Формировала коллектив, который к тому времени работал лишь на 50%. Финансирование соцсферы всегда производилось по остаточному принципу, но при разумном использовании средств хватало на необходимые нужды: одежду сцены, костюмы, обивку кресел, обувь для хореографических коллективов, ремонты. Вся эта хозяйственная работа помогла формированию моего настойчивого в своем стремлении достигать цели характера.

Я пытаюсь вспомнить хоть что-то, что было задумано и не поддержано на заводе в то время. Но не могу. А если и были какие-то необдуманные с моей стороны действия, то разве что расширить сцену. Все остальные программы, созданные коллективом, которым я руководила без трех месяцев 40 лет, из них более 25 лет на должности директора, были реализованы.

На первом месте всегда была работа. На втором — семья. Наверное, так было нельзя, но у меня была такая мощная поддержка со стороны коллектива ДК, трудящихся и администрации завода. И семья ко мне относилась с полным пониманием.

Пройдя путь от зав. детским сектором до директора, я училась жизни, пониманию дела и людей. Старалась побудить коллектив ДК и участников художественной самодеятельности любить Дворец так, как люблю его я.

Может быть, у меня чуть завышенная самооценка. Может быть… Но у Дворца есть многочисленные награды, за что спасибо всем вышеперечисленным людям и руководству СУМЗа. А значит, труд коллектива, с которым я бок о бок проживала праздники и будни, трудности и радости, юбилейные даты, оценен по достоинству. Я старалась заострять внимание на любых мелочах, чтобы в итоге мероприятия получались самого высокого уровня. Чтобы они не просто нравились зрителю, но и чему-то его учили, были любимыми. Все это работало и на имидж Дворца, и СУМЗа, и УМГК.

Впервые в жизни я хочу перечислить те заслуги, к которым меня представлял завод. Это знаки ВЦСПС за развитие художественной самодеятельности и за отличную работу в профсоюзах; звания Заслуженный работник СУМЗа и Заслуженный работник культуры РСФСР; Почетные грамоты Законодательного Собрания области — Дворцу и его директору за I место среди 94 учреждений культуры Свердловской области в 2002 году. Награждались мы и городским призом «Хрустальный соболь». И все эти заслуги я отношу и всегда относила к коллективу, в котором работала до 17 августа 2007 года…

2. Нельзя увольнять людей, не дав им шанса

А это особая часть моей истории, которую я бы хотела огласить… 15 марта 2007 года состоялось собрание коллектива, мною любимого до сих пор!
Был задан вопрос — как ваши дела? Три-четыре человека сказали, что плохо — мала зарплата (а их зарплата, правда, за 76 часов была чуть более 3000 рублей). Организаторы собрания, в частности, замдиректора СУМЗа по общим вопросам, ответили — это зависит от вашего директора. Логично, что люди встали и сказали — тогда надо заменить директора, и зарплата будет выше.

Но что это на самом деле такое? Меня поймут экономисты, да и любой здравомыслящий человек. Дается Дворцу фонд расходов по статьям: коммунальные услуги, зарплата, развитие и т.д. Из статьи в статью деньги переводить нельзя. При перевыполнении плана платных услуг образуется дополнительный фонд, который можно использовать на премирование сотрудников, согласно утвержденному директором завода списку. Мне под силу было решить любой вопрос на заводе, в городе и везде, где нужны были наши программы. Но вопрос повышения зарплаты нам разрешали решать при одном условии — сокращать штат.

Понимая состояние коллективов, мы могли, скрепя сердце, сократить лишь концертмейстеров хореографии, что усложняет процесс обучения и творческих постановок. Но освободилось бы всего лишь 8 тысяч рублей.

Я не смогла доказать, что у людей действительно низкая зарплата. От этого ухудшились взаимоотношения. Люди, зарабатывающие немного при колоссальной нагрузке (особенно работники технических служб), срывались. Бывали и грубость, и разговоры на высоких тонах. Но, тем не менее, работа для всех была интересной, любимой, приносила радость зрителям.

В отношениях с людьми я была корректна, старалась относиться с пониманием к любому человеку. Не выбирала «жертв для увольнения», а воспитывала, насколько мне это удавалось. С большой любовью и уважением я обращалась к участникам взрослых и детских коллективов — что-то разрешала, что-то запрещала. Таковы была моя должность и требования времени. Извините, пожалуйста!

Младшему персоналу, бухгалтерии, хозработникам помогала во всем, старалась разрешать их проблемы, но не прощала пробелов в работе. Я ко всем старалась быть одинаково требовательной, с пониманием сложности порученных им дел. По возможности представляла к поощрению.

Думаю, что в решении многих вопросов, особенно экономических, была очень настойчива, за что, может быть, у некоторых заводских служб не нашла взаимопонимания, а наоборот — раздражала. Если бы была возможность сосчитать, сколько раз за последние годы мы разговаривали на повышенных тонах по телефону с А.Н.Мозалевичем! Все мои настояния, требования, даже в рамках разрешенных норм, его раздражали. А меня, если честно, приход его, молодого человека, радовал — в самом начале он прислушивался, многому учился.
Думаю, пенсионеры их, руководителей, раздражают, а отнюдь не вызывают заслуженное уважение. Люди, умудренные опытом, умеют в любой ситуации поддержать авторитет коллектива, не остановиться на достигнутом. Возраст — не порок, а заслуга.

То, что в заводском отделе по работе с персоналом не оказалось достойной кандидатуры на должность директора ДК, это тоже, наверное, наш пробел. Еще год-два, и можно было бы подготовить нового руководителя. Это правда, но никому она не нужна.

Конечно, тогда у меня был стресс, я ушла на больничный. Меня при этом обвинили в уходе двух человек — руководителя детского вокального коллектива О.В.Гришиной, которой предложили хорошие условия в ДК УЭМ в В.Пышме, и В.С.Богданова, уехавшего из Ревды по семейным обстоятельствам. Но при новом руководстве Дворцом, на 1 сентября 2007 года, ушли художник, бухгалтер, секретарь-делопроизводитель, два гардеробщика, две уборщицы, руководитель театрального коллектива, ансамбль «Балагуры». Не считая меня.

3. Что же еще было нужно?

В такой обстановке мало кто думает о зрителях. Никто сегодня не понимает, сколько лет пройдет, пока создадут какие-то новые коллективы. Нельзя отпускать или увольнять людей, не дав им ни единого шанса.

Но меняется руководитель — уходят участники коллективов. Театральный — более 30 человек. «Балагуры» — 18 человек. Не лучше ли было найти другой путь воздействия?

Могу сказать твердо, как руководитель с немалым стажем, который находил выход в любой, самой сложной ситуации, — брать на работу следует только профессионалов. В серьезном деле не надо экспериментировать.

Коллектив Дворца создавался мной с 1986 года. Творческий состав развивался в жанре эстрадного искусства, и из коллектива художественной самодеятельности вырос до профессионального уровня, по оценке зрителей разных городов и поселков.

С приходом С.А.Вавилова вырос профессионализм вокальных студий и солистов. Всех нас отличала требовательность к уровню исполнения и подачи любого жанра со сцены.

Большое место в нашем ДК было отведено хореографии. Была массовость, которая сейчас достигается за счет детей на самоокупаемой основе. Раньше цены за обучение были приемлемые, а сейчас родители дошколят платят за восемь уроков в месяц от 400 до 600 рублей. Вот так мы любим детей и опустошаем карманы их родителей. Приостановить этот беспредел никто не может или не желает.

Как можно было принять решение об увольнении Л.С.Копытовой и В.А.Муханова? Сразу порядка 60-ти человек ушли из любимого ими Дворца следом за своими руководителями. Опыт, профессионализм, знания, умения любить коллективы и зрителей никому оказались не нужны? Почему никто не прислушался к моим обращениям о повышении зарплаты работникам ДК, когда некоторые зарабатывали всего по 3-3,5 тысячи рублей? Конечно, проще собрать собрание и в отсутствие директора «перевести стрелки» на него, которому не дано право повышения зарплаты. Зарплата — козырь. Но ведь не в ней все дело.

Нужны были высокооплачиваемые должности М.В.Сушко, Л.Л.Араповой, Л.В.Шашковой. А что изменилось в лучшую сторону по запросам основной части коллектива? Ничего! Просто таким путем директор СУМЗа А.Г.Банников решил заменить руководителя.

В течение последних 8-10 лет коллектив добивался заслуженного признания у зрителей — залы на концертах каждого коллектива были полные. В 2007 году звания народных коллективов подтвердили танцевальная группа «Эдванс» (Е.П.Крюкова), ансамбль «Балагуры» (В.А.Муханов), вокальная студия М.В.Ребицкой, шоу-балет «Богус» (М.В.Сушко), театральный коллектив Л.С.Копытовой. Детские коллективы работали с хорошим творческим подъемом, принимая участие во всех массовых программах. В 2002 году М.М.Фирулева была признана лучшим руководителем учреждения культуры в области. Это ли не показатель умелого руководства коллективом? Что еще было нужно?

С 16 марта 2007 года во Дворце, по сути, нет директора. А сейчас уже октябрь. Как же так? Никому не нужна судьба Дворца? Или никого она не волнует, пока работает система, выстроенная директором М.М.Фирулевой и ее прежним коллективом? Что ж, сегодня уже уволились 13 человек из 48-ми. И это, считает директор завода, правильно?
А судьи кто?

Нельзя было Е.Воронину назначать художественным руководителем Дворца?! А кто сегодня может признать профессионалом в культурно-массовой, хозяйственной и организационной работе О.И.Князькину? Почему это назначение не интересует УГМК? Ведь для того, чтобы руководить таким Дворцом культуры, нужно быть профессионалом. А где бы ни работала О.И.Князькина, везде происходят революции. Амбиции, бессистемный стиль руководства, неуравновешенность в действиях, в том числе, и в перестановке кадров. Например, В.А.Муханов — якобы злостный нарушитель трудовой дисциплины. А Д.Упоров так нет?! В данной ситуации ужас берет от всего происходящего. В чьих руках судьба нашего любимого Дворца?

Пока не угомонится вся революционная часть перевернутых дел, систем, будет не лучше, а хуже. Остановите их, пожалуйста.

Заметки, которые Майя Михайловна сделала в конце рукописи

  • Самое легкое — организовать ночную дискотеку: нанять умелых организаторов, ди-джеев…
  • Выставки-продажи вещей сегодня занимают ведущее место в жизни Дворца культуры. Раньше работали одна-две выставки в месяц, а сегодня — как на «Таганском ряду». А надо ли столько? Особенно в те дни, когда проходят мероприятия в большом зале?
  • Торжественные регистрации новобрачных во Дворце — это мой проект. Но каждый ли, кто сегодня приходит туда на церемонию бракосочетания, чувствует заботу о себе? Другие отзывы идут, в том числе и от ЗАГСа.
  • И о самом главном в жизни Дворца… Кто пишет сценарии? Ведь это надо уметь — изложить, соединить, придать форму, выдержать стиль.
  • Имидж Дворца — это прием зрителей, посетителей, участников художественной самодеятельности, пошив костюмов, обязательное присутствие декораций, света, хорошего звука, доброй обстановки во время любой программы — хоть в большом зале, хоть в зале торжеств, хоть в фойе. Накопленный десятилетиями опыт ценен сегодня и пригодится в будущем.
  • Детские коллективы не могут совершенствоваться без участия в фестивалях, конкурсах, праздниках.
  • Хозяйственная работа также должна сочетаться со всем, что происходит в учреждении. «Театр начинается с вешалки», — говорит Станиславский. А мы, гостеприимные хозяева, не может организовать быстрый прием одежды в гардеробе. А главное, быстро отдать ее посетителям после мероприятия. Не обласкан зритель. А жаль…
Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное