От цветка сакуры до красной звездочки

Основатель горно-металлургического техникума Георгий Щукин родился в Манчжурии, но пригодился в Ревде

Все ревдинцы знают «техникум» — здание на Азина, 81. Но не все знают, что здесь было общежитие, а учебное заведение появилось 45 лет назад благодаря Георгию Константиновичу Щукину. Вчера он отметил 80-летний юбилей.

Георгий Щукин в начале 90-х годов через родственника, сопровождавшего туристические группы в Японию, разыскал своих одноклассников по Мукдену. Объявление о том, что Юра-сан ищет ребят, учившихся с ним в японской школе в Манчжурии, было помещено в газете. Один из одноклассников прислал письмо. В 1995 году Георгий Константинович побывал в Японии, в гостях у одноклассников, на встречу школьных друзей из Бразилии прилетел  его закадычный друг Моринака, профессор-фитопатолог (первый слева, стоит)
Георгий Щукин в начале 90-х годов через родственника, сопровождавшего туристические группы в Японию, разыскал своих одноклассников по Мукдену. Объявление о том, что Юра-сан ищет ребят, учившихся с ним в японской школе в Манчжурии, было помещено в газете. Один из одноклассников прислал письмо. В 1995 году Георгий Константинович побывал в Японии, в гостях у одноклассников, на встречу школьных друзей из Бразилии прилетел его закадычный друг Моринака, профессор-фитопатолог (первый слева, стоит)

Юра-сан

Георгий родился в Манчжурии, в Мукдене, который мы знаем по двум войнам — русско-японской 1904-1905 годов и Второй мировой 1939-1945 годов. Дед его строил железную дорогу, она называлась КВЖД — Китайско-Восточная железная дорога. Отец родился уже в Мукдене. Мама эмигрировала из России во время гражданской войны.

Когда Георгию исполнился год, японцы стали полными хозяевами Манчжурии, поставили своего императора, образовали самостоятельное государство Манчжу-го. В Мукдене были японские и китайские школы и маленькая русская белоэмигрантская школа, которую все называли реальным училищем. Отец предпочел для сына японскую — легче делать карьеру, зная язык. Начальная японская школа — шестилетка. Когда Георгий, или, как его записали, «Юра-сан», пришел в первый класс, то оказался единственным голубоглазым и светловолосым европейцем среди полусотни черноволосых и кареглазых японских мальчишек. К тому же он один из класса знал алфавит и умел читать.

— Они все меня рассматривали как музейную редкость, — вспоминает Георгий Константинович. — Дразнили, иногда лезли в драку. Я не ябедничал, на агрессивные действия отвечал, но сам не нападал. Постепенно моя «русско-японская война» закончилась, одноклассники стали уважать, появились друзья.

И жизнь, и слезы, и любовь

16 августа 1945 году советские десантники высадились на Мукденском аэродроме и взяли в плен императора Пу И, он пытался убежать в Японию.

— Тогда я впервые в жизни увидел советских людей, — рассказывает Георгий Константинович. — Рядом с нашим домом была русская аптека и доктор. Подошел грузовик, оттуда вынесли раненого в ногу офицера.

Советской комендатуре потребовались переводчики с японского, 15-летний Щукин тоже был в списках.

— Я увлекался авиацией, конструировал самолеты, и меня мобилизовали на аэродром, — вспоминает Георгий Константинович. — Группа офицеров должна была обследовать японские самолеты и найти в них ноу-хау, чтобы использовать для себя. Техники разбирали, а я переводил. Со стороны боевых офицеров ко мне отношение было как к родному сыну. Это была энергичная, живая жизнь.

В 1946 году советские войска ушли из Манчжурии, их место заняли войска Чан Кайши. Среди молодежи, обучавшейся в русской школе (старшие классы Георгий закончил там) были сильны коммунистические настроения, они идеализировали СССР, считали, что там строится самое справедливое общество. Естественно, все мечтали туда уехать, в 1947 году 17-летний Георгий и его друзья без родителей (было поставлено такое условие) как репатрианты прибыли в СССР. Действительность ударила обухом: страшная нищета и масса политических заключенных. Назад ходу нет. Георгия отправили в Пермь, где он трудился на заводе электросварщиком и учился в вечерней школе. Встретил Евгению, свою любовь на всю жизнь. Поступил в педагогический институт на физико-математический факультет. Мечтал о политехническом, но туда репатрианта не приняли.

— Логики нет, — подчеркивает Георгий Константинович. — Железки не доверяли, а воспитывать будущее поколение — с радостью. Старался никому не говорить, что родился в капстране, отвечал, что родом с Дальнего Востока. Среди репатриированых треть была репрессирована.

В СССР Георгий столкнулся с подлостью и моральной стойкостью, предательством и бескорыстной дружбой, жестокостью и искренней заботой. Георгию пришлось на личном опыте познакомиться с методами НКВД, но, на его счастье, умер Сталин. В 1954 году приехали родители, хотя Георгий намеками и полунамеками писал, что приезжать не надо, просил подумать о переезде в Австралию или Бразилию, куда уехали многие знакомые по Мукдену. Но мама и папа приехали к сыну и были счастливы.

Впрягся основательно

Приехал в Ревду в 1958 году. К тому времени женился, родился сын, жена Евгения окончила историко-филологический факультет того же пединститута. Работали с женой в одной школе №11, которая находилась в Комбинатском поселке. Сначала ютились в одной комнате, а потом дали 2-комнатную квартиру.

Георгий Константинович успел два года поработать на заводе ОЦМ.

— Я, конечно, быстро понял, что никакой коммунизм в СССР не строится, — обосновывает свою жизненную позицию Георгий Щукин, — а если строится, то какой-то уродливый, поэтому у меня было желание найти работу, которой бы я мог всего себя отдать. Не жалея ни сил, ни энергии, ни умственных и физических способностей. Не оглядываясь ни на зарплату, ни на время. И работа мне нашлась.

Руководство СУМЗа решило, что нужен техникум, и уговорили заняться этим сложным делом Щукина. Он посмотрел помещение, там было общежитие. Решил, что оно подойдет для техникума. Впрягся основательно. Работал за двоих, временами и за троих…

С 1 января 1965 года заработал учебно-консультационный пункт. Заведующему Щукину надо было руководить им и заниматься стройкой. Расселял людей СУМЗ, а доставал материал, рабочую силу, потом мебель и учебные пособия он, Щукин. Министерство цветной металлургии СССР не разрешило сделать самостоятельный техникум, а только филиал горно-металлургического имени Ползунова.

26 сентября 1988 года Георгию Щукину было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

— Могу гордиться этим, — говорит Георгий Констан-тинович. — Я пронимаю, что наградили не за то, что я такой хороший учитель, а за мои усилия по созданию вечернего техникума.

Жена больше это звание заслуживает.

Учителя по жизни

Светлана Мавриц, заведующая Ревдинским филиалом Уральского государственного колледжа имени И.И.Ползунова:
— Георгий Константинович и Евгения Петровна Щукины — мои учителя по жизни. В минуты радости и трудностей — они моя поддержка. Коллектив, которым руковожу, продолжает беречь славные традиции: с уважением и пониманием относиться к своим ученикам за их упорство и настойчивость в учебе, при этом оставаться требовательным и объективным.
Когда после окончания школы  я пришла на подготовительные курсы, то и представить себе не могла, что буду здесь работать. Здесь трудился квалифицированный, любящий свое дело педагогический коллектив. Руководил им Георгий Константинович, который вместе с руководством СУМЗа создал техникум.

Они отдали частичку сердца ученикам

Людмила Смогоржевская, преподаватель колледжа:
— Длительно работать в образовании могут лишь люди неравнодушные, которые способны делиться опытом, знаниями, умениями. Тот, кто ждет благодарности и высоких заработков, быстро разочаровывается и уходит, выбирая другое дело. Супруги Щукины — Георгий Константинович и Евгения Петровна — это люди, составляющие золотой фонд нашего города, они отдали частичку своего сердца ученикам, а значит, породнились с ними.

Мы подражали ему во всем

Валерий Шилов, ревдинский поэт:
— Когда у нас в школе №11 в Комбинатском поселке появились новые учителя — Георгий Константинович и Евгения Петровна Щукины,— все их очень полюбили. Помню, как Георгий Константинович нам рассказал, что впервые таблицу умножения он выучил на японском языке. Нас, мальчишек, особенно интересовала физика, поэтому мы подражали Георгию Константиновичу во всем. Я даже изменил свой почерк, наклон у него в другую сторону. На большее у меня ума не хватило…

Популярное