Что рассказала монета

Находка на огороде напомнила о пленных австро-венграх Первой мировой войны в Ревде

— Я уже лет пятнадцать на этом участке высаживаю картофель, а вот только сейчас обнаружил в земле эту монетку, — сказал Михаил Данилов, показывая свою находку.
Монетка, найденная на огороде близ бывшего совхоза, совсем почернела от времени, но было видно по надписи на реверсе, что она иностранной чеканки 1895 года, достоинством в 2… неизвестно чего. Со своей находкой Михаил Данилов обратился в редакцию «Городских вестей».

— У меня друг как-то нашел у себя на огороде большой медный российский пятак, датированный 1817 годом, — рассказывает Михаил Лаврентьевич. — Огород у друга на улице Мамина-Сибиряка, а я нашел монетку на Починке, да еще и старую иностранную. Откуда она там появилась?

Рассмотрев монету под лупой, мы различили на ней надпись «MAGYAR», поняв, что, скорее всего, эта монета родом из Венгрии. Изучив в интернете образцы старинных венгерских монет, мы выяснили, в огороде Михаила Данилова нашлась денежка достоинством в 2 филлера, выпущенная Венгерским королевством, входившим в то время в состав Австро-Венгерской империи. Основной денежной единицей государства была крона. В одной кроне — сто филлеров.

Версию о том, что кто-то из ревдинцев мог случайно обронить монету, можно отбросить сразу. Даже далекие от нумизматики люди не станут носить такие монеты в кармане. Вероятнее всего, эти 2 филлера — отголосок Первой мировой войны 1914-1918 годов. Известно, что тогда в Ревде находились военнопленные австро-венгры.

По словам ревдинского краеведа Сергея Новикова, первую партию военнопленных привезли в Ревду в 1916 году. Всего за годы Первой мировой здесь находилось около двух тысяч человек — австрийцев, словаков и особенно много венгров. Их поселили в казармах полуразвалившегося небольшого Шараминского завода около реки Ревды, на этой территории позднее появился деревообделочный цех РММЗ, а сейчас там производственная площадка НСММЗ.

Георгиевский кавалер Степан Минин был комендантом лагеря военнопленных австро-венгров с 1916 по 1917 годы
Георгиевский кавалер Степан Минин был комендантом лагеря военнопленных австро-венгров с 1916 по 1917 годы

Первым и единственным комендантом этого лагеря военнопленных был ревдинец, полный Георгиевский кавалер Степан Васильевич Минин, получивший серьезное ранение на фронте. Конечно, две тысячи военнопленных содержать в одном месте было очень сложно, поэтому их распределили на работы в разные места. Часть оставили на Ревдинском заводе, около пятисот человек перевезли в Мариинск, примерно столько же — на Гусевку, на Петровские дачи. Использовали труд военнопленных только на подсобных и черновых работах.

Сергей Новиков рассказывает, что до революции 1917 года и особенно после нее военнопленные находились на свободном положении, их никто не охранял, они легко общались с ревдинцами. Куда отсюда бежать-то!? Но возникла одна проблема: военнопленных кормить-то кормили, но как заставить их работать в смутное время?

Часть военнопленных женились на ревдинских девушках и в 1923 году, после окончания Гражданской войны, уехали за границу. Часть осталась здесь, но в 1937-1938 годах они все были репрессированы. А 417 австро-венгров за годы плена скончались (многие от тифа и пневмонии) и были похоронены в Ревде. Сведения о них взяты из церковных записей храма Архистратига Михаила. Кладбище располагалось в том месте, где сейчас находится коллективный сад «Автомобилист». Четыре же офицера похоронены на городском кладбище, их могилы частично сохранились — как утверждает Сергей Новиков, их при желании можно найти, на табличках имена написаны на немецком языке.

В 20-е годы прошлого века, из пролетарской солидарности, на кладбище военнопленных был установлен памятник мадьярам, погибшим в Первую мировую войну. Но спустя годы, по решению руководства Ревды, здесь было организовано садоводческое товарищество. Второй памятник военнопленным установлен вскоре после визита венгерской делегации в конце 80-х годов. Это кенотав — пустая могила, но с восстановленной табличкой памятника 20-х годов.

Популярное