Празднуй, Россия, кому сказано!

Почему 12 июня никогда не станет настоящим праздником

Евгений ЗИНОВЬЕВ, zinoviev@revda-info.ru

Сдается мне, что никогда День России, который мы отмечаем 12 июня, не будет полноценным праздником. В том смысле, что не простым выходным днем, а праздником, любимым в народе, ожидаемым, символичным. Радостным, в конце концов, каким и должен быть любой праздник.

Нет, лишний выходной в середине июня среднестатистическому россиянину, конечно, не помешает. Ибо россиянин этот – по натуре либо бездельник, либо садовод. Первому все равно когда, лишь бы не на работу. А второму – самое время посвятить себя любимому участку: сорняки прут – полоть надо, картошка вылезла – не помешает слегка окучить. В общем, есть чем заняться.

Но сами прикиньте, много ли будет среди нас людей, которые, подняв стаканчик возле мангала (неважно где – в лесу или в саду), произнесут: «Ну, давай за Россию, что ли… За независимую нашу». Вы представляете себе такую картинку? Я – нет.

И дело здесь вовсе не в том, что нам патриотизма не хватает. Не надо думать, что нам наплевать на нашу Родину с высокой колокольни. Просто день, который у нас провозглашен главным государственным праздником, таковым на самом деле не является – ну нет у 12 июня никакой достойной исторической подоплеки, которая позволяла бы именно в этот день гордиться своей страной и радоваться ее независимости.

Что, собственно, произошло 12 июня? Да ничего, по большому счету, особенного. В этот день 1990 года (О! А ведь нынче юбилей – 20 лет. А кто вспомнил?) была подписана Декларация о государственном суверенитете. Звучит важно. Но в народной памяти этот факт зафиксировался всего лишь как начало конца Советского Союза. А вовсе не рождения нового независимого государства. Можно подумать, что до 12 июня 1990 года жители РСФСР от кого-то зависели. От Украины? От Грузии? От Таджикистана? На самом же деле все как раз наоборот – это жители бывших союзных республик в какой-то мере обрели независимость от Москвы, которая в свою очередь просто растеряла своих вассалов, а сегодня пытается восстановить свое былое влияние на территории бывшего СССР. И жутко истерит, когда ей этого не удается.

Все это достаточно очевидные вещи. Да власть и сама прекрасно видит, что не воспринимает народ 12 июня. И так его пытаются в этот день развеселить, и эдак – не веселится, и все. Так и норовит в сады-огороды улизнуть, вместо того, чтобы на площадях концерты смотреть и о России думать. В последнее время даже наблюдаются попытки чуть ли не силой «продавить» этот праздник в массы – нет, вы будете его отмечать! Вот вам всяческие патриотические акции, вот вам пропаганда из телевизора, вот вам официальные поздравления. Празднуйте, кому сказано!

Интересно, хватит ли у нынешнего или кого-нибудь из последующих российских президентов гражданского мужества и политической воли прекратить это мало кому нужное шутовство и признать – да, мы 20 лет пытались родить на этом месте большой общенациональный праздник, но признаем, что не получилось, а потому хватит «притягивать за уши» День России к 12 июня. И интересным решением был бы общенациональный референдум, на котором россияне сами бы выбрали себе день для всеобщей национальной гордости.

Благо, что подходящие дни в календаре есть. В первую очередь, таковым мог бы стать День Победы, который при всей своей торжественности явно близок к кризису жанра – его неотъемлемой частью является чествование ветеранов. А их, как бы ни было прискорбно, скоро не останется. И не хотелось бы, чтобы День Победы превратился исключительно в День Памяти победивших. А ведь по большому счету, 9 мая – именно тот день, когда народ отстоял именно независимость. И значимость этого события такова, что его даже неприлично сравнивать с подписанием какой-то там Декларации. В конце концов, 1945 год навсегда останется в нашей памяти временем героическим, а 1990-й – временем массового политического мракобесия, во время которого едва удалось избежать тотальной гражданской войны, хотя без локальных конфликтов все равно не обошлось.

В общем, чтобы превратить День Победы в фактически «день независимости», даже ничего придумывать не надо – есть и историческая подоплека, и народная привычка, и повод для национальной гордости. Да и календарное время удачное – если слегка сократить новогодние каникулы, то можно устроить еще и майские.

Есть в нашей истории еще одна дата, когда отмечать День России было бы хотя и очень непривычно, зато с исторической точки зрения правильно. Это 8 сентября, когда войско Дмитрия Донского разгромило на Куликовом поле хана Мамая (кстати, в нынешнем году 630 лет исполняется этому событию – тоже практически юбилей). Историки уже давно пришли к выводу, что именно Куликовская битва послужила началом становления российской государственности – отдельные княжества стали объединяться вокруг Москвы.

Да даже 4 ноября – День национального единства – больше подходит на роль главного государственного праздника, чем 12 июня. Хотя и он, чего греха таить, провозглашен на ровном месте – лишь бы оправдать привычные народу ноябрьские праздники в условиях, когда отмечать годовщину революции уже как-то нелогично.

А можно вспомнить и годовщину Бородинской битвы (7 сентября, совсем рядом с «куликовской» датой!) – тоже чем не «день независимости»? И отмену крепостного права – как никак подавляющее большинство населения от рабства освободилось. И стояние на реке Угре, когда удалось сбросить татаро-монгольское иго… Ну, да так далеко можно зайти.

Что поделать, нет у нашей страны официального «дня рождения» – такой неоспоримой даты, про которую можно было бы сказать: «Вот! Отсюда все началось». Но зато у нас есть много других дат, которые могут быть поводом для национальной гордости. Как же так получилось, что для главного государственного праздника мы выбрали из них самую незначительную? А теперь судорожно пытаемся наполнить ее патриотическим смыслом. Которого в этой дате не было, нет и не предвидится.

Популярное