Бери — и иди восвояси

Валентина Пермякова
Валентина Пермякова, корреспондент

Ревдинские продавцы упорно не хотят радоваться покупателям

Все чаще думаю: ревдинский бизнес совсем не хочет зарабатывать деньги. Бизнес имею в виду вообще, но все-таки в преимуществе своем — ритейл, розничную торговлю. Именно не хочет, потому что  иначе не объяснить странное поведение продавцов.

Зачем мы идем в магазин? Чаще всего для того, чтобы купить хлеб, молоко, носки, чайник, шариковую ручку, книгу, мобильник… да мало ли! Но подспудно чуть ли не каждый из нас хочет получить еще и удовольствие от посещения супермаркета. Так мы устроены — покупка новой вещи всегда приносит радость. Приятно нести домой свежекупленные вещи, будь это вкусная еда или новая одежда.

Но удовольствие нам портят они — люди, которые, по идее, работают только для того, чтобы мы с вами могли с большой охотой (или хотя бы безболезненно) расстаться с n-ой суммой из своего кошелька. Это те самые девушки, женщины, леди, дамы и миссис, которые стоят за прилавками в магазинах или у отделов в супермаркетах.

Я не говорю сейчас о расхожей фразе «покупатель всегда прав». Покупатели тоже разные бывают, а у некоторых прямо на лбу написано: «Я — прав», и говорить с ними бывает просто бесполезно. Если он прав, значит, может хамить, наглеть, орать и требовать жалобную книгу в самых нелепых случаях. Конечно, и со стороны покупателя необходимы «здравствуйте», «спасибо» и аккуратность при выборе продуктов (не все помидоры и огурцы вытерпят баскетбольные перекидывания из стороны в сторону). Вежливость заложена в человеческой природе и сама собой разумеется.

Но у продавцов есть одна задача — быть чуть вежливее, чем покупатели, чтобы таки получить с нас деньги. Ведь за этим мы им и нужны: отдать свою зарплату, чтобы они затем получили свою.

Моя мама, когда-то в советское время получившая диплом товароведа и почти 35 лет — страшно подумать! — работающая в торговле, только разводит руками: продавцы нынче такие, потому что работают чаще те, кому больше некуда пойти. В ее время, говорит, заведующая магазином перед сменой проверяла руки продавцов: не дай бог, увидит длинные или неаккуратные ногти! А волосы — под колпак, и на лице всегда улыбка — даже если настроение ни к черту.

С кем в магазине здороваются, только честно? Мне не везет: чаще на меня даже не поднимают глаз, хотя я усердно раздаю направо-налево пожелания здоровья, особенно — если магазин «свой», рядом с домом. Еще в начальной школе нас учили: ответ на приветствие — это элементарная вежливость. Всегда, даже когда ты не знаешь человека. И особенно — если ты работаешь с людьми. А кому, как не продавцу, приходится ежедневно встречать сотни незнакомцев? Да еще и вежливых порой?

Ну, скажите, какие беды заставляют девочек-продавцов наклеивать на лицо трагическую мину? Как объяснить красавицам с насоляренной кожей, что вселенская скорбь — это не лучший способ заставить меня расстаться с деньгами, что мне не жалко грустных девушек и я могу просто развернуться и уйти? Мне нет дела до того, что она рассталась с парнем или у нее до зарплаты осталось 100 рублей. Это не мои проблемы. В магазин я захожу с улыбкой и хочу выходить оттуда с таким же выражением на лице, а не плюясь и ругаясь.

На днях зашла в магазин на Горького, чтобы купить джемпер. Сначала ждала у прилавка, пока печальная девушка, бренчащая побрякушками на шее, наговорится по мобильнику («Ты молока купил? Ну, ладно, я позвоню потом»). Затем из примерочной высунулась, похоже, подруга продавца — попросила дать кофту на размер побольше. Девушка походкой королевы, никуда не торопясь, ушла обслуживать подругу. Стою, жду. Стало просто интересно: неужели не замечает меня? Наконец, вернулась. Долго искала нужную мне вещь, передвигаясь со скоростью улитки-спринтера. На лице при этом — ноль эмоций. Когда, примерив, я решила посмотреть еще пару моделей, услышала усталое: «Де-е-евушка, ну, они же одинаковые. У них просто расцветка разная. Зачем Вам?». Подтекст: бери — и иди восвояси. Не мешай мне жить.

Продуктовый магазин. На прилавке — десятки сортов колбасы. Выбираю, называю цену, даже показываю местоположение на витрине. Продавец за прилавком хмуро перекидывает в холодильнике колбасные батоны и почему-то показывает мне продукт рублей на 80 дешевле: «Возьмите вот эту, она такая же». Спрашиваю: почему нельзя дать ту, которая нужна мне? Ответ уникален: «А какая Вам разница?»

Продуктовые магазины вообще поражают воображение. Особенно — когда дело идет к завершению рабочего дня. В одном из магазинов самообслуживания за 10 минут до закрытия уже завешивают тканью полки с молочными продуктами. Когда увидела в первый раз — удивилась: вроде бы не алкоголь. От кого прячут? «Магазин закрывается», — объясняют. И смотрят волком: чего зашла перед самым закрытием?

А в булочную рядом с моим домом можно не ходить уже за 20 минут до закрытия: избушка на клюшку. А ведь за 20 минут можно продать три-четыре булки хлеба и несколько пакетов молока. Но, видимо, прийти домой чуть раньше продавцам важнее, чем выручить пару сотен рублей.

Когда приходишь в магазин — хочется чувствовать себя именинником: чтобы тебя ждали, тебе улыбались, радуясь, что ты пришел, спрашивали о предпочтениях, говорили комплименты и делали приятные подарки. Пусть в качестве подарка будет милое обхождение. Этого достаточно, чтобы, расставшись с немаленькой суммой, я не жалела о ней, а радовалась, и на приглашение «приходите еще» искренне отвечала, что приду.

Популярное