Почему в Косово «другая ситуация»?

Не могу не рассказать об одном примечательном разговоре, который состоялся у нас в Вашингтоне — в стенах Госдепартамента США. Эта структура, как известно, отвечает за внешнюю политику, то есть, является американским аналогом нашего Министерства иностранных дел. Тема встречи в Госдепе, которая была предусмотрена программой визита, называлась «Российско-американские отношения». Беседовали с нами сотрудники разных отделов, отвечающие за работу в российском направлении.

Поговорили о наших первичных впечатлениях от США, об отношении россиян к Америке и американцев к России, о точках соприкосновения и разногласиях между странами и т.д. Естественно, упомянули, что между Россией и США есть разногласия по вопросу Абхазии и Южной Осетии. Вот тут-то я и задал вопрос, на который до сих пор нигде не мог прочитать или услышать адекватного официального ответа, а здесь появилась возможность напрямую задать его тем, кто вроде как должен знать официальную позицию своего государства:

— Очевидно, что жители Абхазии и Южной Осетии не хотят жить в составе Грузии (тут почти все собравшиеся покивали). Но чем же тогда ситуация там принципиально отличается от ситуации в Косово? Почему независимость Косово можно признавать, а независимость Абхазии и Южной Осетии — нельзя?

К сожалению, я не могу называть имя чиновника, который взялся мне отвечать, так как, согласно условиям визита, встречи с госслужащими носили неофициальный характер. И мы были предупреждены о том, что данные беседы нельзя расценивать как интервью.

Но ответ я услышал пространный и расплывчатый — дескать, ситуация непростая, да, абхазы и осетины не хотят жить в Грузии, но есть комплекс противоречий, и в любом случае США выступает за то, чтобы все спорные вопросы в этом регионе решались мирным путем и т.д…

После окончания этой тирады я вынужден был переспросить: «Так что же насчет Косово?»

И получил ответ: «Ах да… Косово. Ну, там другая ситуация». И ВСЁ!

В общем, мы лишний раз убедились, что политика двойных стандартов в действиях США наличествует. И мало того, они даже не утруждают себя придумыванием ее объяснений.

Позже, уже будучи в Нью-Йорке, мы вернулись к этой теме в разговоре с главным редактором журнала «Мировая политика» Дэвидом Андельманом (ранее он был редактором сайта журнала «Форбс», исполнительным редактором и шефом восточноевропейского бюро газеты «Нью-Йорк Таймс»). По его мнению, в ситуации с Косово гораздо большую роль играет религиозный фактор: как никак, косовские албанцы — мусульмане, а сербы — христиане; тогда как большинство и грузин, и абхазов, и осетин — православные христиане. И в случае с Косово, на его взгляд, признание независимости края было единственным способом остановить кровопролитие, а в случае с Абхазией и Южной Осетией, как ему кажется, еще есть возможность для переговоров.

— А вообще, большие державы должны уйти со своими интересами из других стран — все должны развиваться сами, — заключил в итоге мистер Андельман.

Популярное