Переживших кризис добьют налогом?

Подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли. Им никакие льготы по страховым взносам не положены. «Не праздничное настроение перед Новым годом, — сетуют продавцы с «Хитрого» рынка. — Итак торговля неважно идет, а что дальше будет, вообще непонятно».
Подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей заняты в сфере торговли. Им никакие льготы по страховым взносам не положены. «Не праздничное настроение перед Новым годом, — сетуют продавцы с «Хитрого» рынка. — Итак торговля неважно идет, а что дальше будет, вообще непонятно».

С начала 2011 года серьезно усложнится жизнь у работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Страховые взносы будут увеличены с 14 до 34% (для льготных категорий бизнеса* — до 26%). Многочисленные эксперты прогнозируют, что заработные платы из-за этого упадут примерно на 15-20%, а понятие «серая зарплата» снова войдет в моду — частникам станет просто невыгодно платить много денег своим работникам.

Все знают, что каждый месяц от «пирога» зарплаты отрезается кусок в 13% — НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Но помимо этих денег работодатель уже из своих собственных средств платит определенный процент в счет уплаты страховых взносов. Те, кто находятся на «упрощенке» (упрощенной системе налогообложения), а это почти весь малый бизнес, платят 14%. Остальные — 26%.

Грубо говоря, расклад следующий. Вы получаете зарплату 10 000 рублей. От нее «отстегивают» 13% НДФЛ — остается 8700. Вы получаете эту сумму денег на руки, при этом ваш работодатель за то, что платит вам зарплату, перечисляет из своего кармана дополнительно от 1400 до 2600 рублей, в зависимости от ставки страховых взносов.

С 2011 года правительство решило резко повысить ставки страховых взносов. Малый бизнес, который находится на «упрощенке» и платит сегодня 14% в счет взносов, будет платить почти в три раза больше — 34%. Если вернуться к наглядным денежным расчетам, то получается, что если раньше работодатель платил с вашей зарплаты в 10 000 рублей 1400 рублей в счет страховых взносов, то с января следующего года он будет «отстегивать» уже 3600.

По логике вещей, зарплата самого работника от этого не должна пострадать, так как взносы на него предприниматель оплачивает из собственных средств. Но огромный вопрос, где предприниматель эти деньги возьмет? Чтобы сохранить рентабельность, у бизнесмена будет только два выхода — либо урезать фонд заработной платы, либо увеличить цены на свою продукцию.

* Кто получит льготы

Страховые взносы в размере 26% временно (до 2013-2015 годов) будут платить субъекты малого предпринимательства, основным видом деятельности которых является производство пищевых продуктов, безалкогольных напитков, обуви, изделий из кожи, резины и пластмассы, прочих неметаллических минеральных продуктов, готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, мебели, спорттоваров, игрушек, а также химическое, текстильное и швейное производство.

Коснется это и того малого бизнеса, который занимается обработкой древесины и производством изделий из дерева, научными исследованиями и разработками, предоставлением услуг образования, здравоохранения и социальных услуг. К льготной категории относится также еще целый ряд видов деятельности, в том числе — деятельность в области спорта, обработка вторичного сырья, строительство, техобслуживание и ремонт автотранспорта, удаление сточных вод, отходов, вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, предоставление персональных услуг. Льготы получат и средства массовой информации, не являющиеся рекламными.

Несмотря на внушительный список «льготников», в реальности они составляют лишь 15% от общего числа предприятий малого бизнеса.

У нас просто нет выбора

Владимир Путин, премьер-министр России, сказал во время прямой линии 16 декабря 2010 года:

— Действительно, намечается повышение единого социального налога с 14 до 34%. Это большой шаг, большой скачок и серьезная нагрузка на бизнес, на малый бизнес в данном случае. Обращаю внимание на то, что мы планировали это сделать в начале этого года, но перенесли повышение налогов на начало следующего года. Почему мы вообще планировали это сделать?

Мы наметили большие проекты по реформированию пенсионной системы и системы здравоохранения. Я уже говорил об этом, и вы хорошо об этом знаете, — в этом году пенсии повысили почти на 45%. В следующем году планируются крупные расходы, крупнейшие за всю новейшую историю, на здравоохранение: на ближайшие два года — 460 млрд рублей. И, естественно, деньги не синтезируются из воздуха, — мы вынуждены повышать налоговую нагрузку на этот сектор вот в этой части, в сфере социальных налогов.

Но не на весь бизнес — мы даже в сфере малого и среднего предпринимательства выделяем из этого ряда и не повышаем налог до верхней планки — до 34%, а повышаем только до 26% — для инновационного бизнеса, для всего производственного бизнеса, для всего бизнеса, работающего в сфере социальных услуг.

Для кого в сфере малого бизнеса повышается налог? Для того малого бизнеса, который работает по операциям с недвижимостью, по операциям с ценными бумагами и в торговом секторе. Да, на этот сегмент будет такое серьезное повышение.

Мне очень жаль, у нас просто нет выбора. Мы или будем осуществлять программы повышения пенсий и модернизации здравоохранения, либо сохранять минимальную налоговую нагрузку для людей, которые занимаются торговлей.

Но у нас нет цели подрывать этот вид бизнеса. Он тоже важный и нужный, поэтому здесь мы должны будем идти по пути смягчения этой нагрузки путем ликвидации еще достаточно серьезных административных и коррупционных барьеров. А в целом — это примерно то же, по оценкам экспертов, это примерно около 6% нагрузки, если пересчитать в деньги. Это первое.

Второе. Мы должны будем, конечно, создавать максимально благоприятные условия для повышения конкурентоспособности для того, чтобы можно было завозить новое оборудование, внедрять его как можно быстрее и эффективнее. А для этого нужно будет проводить дальнейшее снижение ввозных таможенных пошлин на необходимое для осуществления этой деятельности оборудование и т.д. — все это мы будем делать. Конечно, будем рассматривать и другие возможные варианты поддержки всего малого и среднего бизнеса. Хотя, повторяю, это, безусловно, вынужденный шаг.

Нам приходится потуже бюджетников

Сергей Бушков, предприниматель:

— Мое личное мнение, любое повышение налогов — оно крупный бизнес не пошатнет, оно для него неощутимо. Если крупное предприятие работает честно, допустим, получился у него доход в 10 миллионов, и оно отдаст 2 миллиона в налоги, 8 у него останется. Или с 20 тысяч дохода отдать 20% — 4 тысячи и 16 остается. Как жить на эти деньги? Никак.
Вот у меня соседка-предприниматель, она с утра до вечера в своем салончике крутится — сама хозяйка, сама директор, сама за товаром ездит и сама же частенько к прилавку становится. И еще воспитывает ребенка при этом. Доход с этого предприятия — весь ее семейный бюджет. Другого она не имеет, плюс платит налоги, из которых складывается тоже чей-то бюджет, пенсионера, например, или учителя… Да, нужно кормить пенсионеров, кормить бюджетников. Но кто будет кормить мою соседку? И у нас в городе 80% предпринимателей так же — не работают, а выживают.

Чем предприниматель малого бизнеса хуже бюджетника? Бюджетник имеет фиксированную зарплату, которую он получит в любом случае по своей тарифной ставке, гарантированно. А предприниматель никогда не уверен, что получит какую-то прибыль, не сработает в минус. Получается, он-то как раз меньше социально защищен, чем бюджетник.

Была хорошая система налогообложения в свое время — прогрессивное налогообложение. Суть в том, что больше платит налогов тот, кто больше получает дохода. В принципе, в большинстве стран так и есть.

Один мой знакомый, директор крупной компании, вернулся из Швеции, рассказывает, там крупные предприниматели отдают до 60%. Но в эти 60% входит подоходный налог, соцналог, весь тот пакет поступлений в бюджет, который впоследствии формирует именно ту часть бюджета, которая идет на социальные нужды. Смещать это на плечи малого бизнеса неразумно. Это значит — задавить его.

Далее… Повысятся налоги. Чтобы мне оставить свои доходы, мне надо повышать стоимость своих услуг. А если я не могу, потому что некоторые цены регулируются так или иначе государством? Ножницы…

Да, надо кормить и пенсионеров, и бюджетников. Но кормить надо прогрессивной ставкой налога. Больше получаешь — больше платишь.

На рынке останутся только надежные и сильные предприниматели

Наталья Губанова, начальник Управления Пенсионного фонда России в Ревде и Дегтярске:

— Повышение тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд с 2011 года обусловлено концепцией нашего государства в отношении пенсионного обеспечения граждан России. К 2020 году минимальная пенсия должна составлять не менее двух прожиточных минимумов. Для решения поставленной задачи есть, на мой взгляд, два пути. Первый — это увеличение тарифов страховых взносов, что планировалось сделать уже давно, но экономический кризис отложил эту меру. Второй — увеличение пенсионного возраста, что на сегодняшний день является антисоциальным шагом (низкая продолжительность жизни, невысокая заработная плата, низкий уровень здравоохранения и так далее).
Конечно, нагрузка на малый бизнес значительно возрастает с 2011 года, но это вместе с тем приведет к естественному отбору. На рынке останутся только надежные и сильные субъекты предпринимательства. Кроме того, принят ряд федеральных законов, предусматривающих переходный период до 2015 года по повышению тарифов для ряда предприятий, работающих в значимых отраслях экономики (нанотехнологии, сельхозпроизводители, средства массовой информации).

Малый бизнес будет вынужден уйти в «тень»

Максим Кочнев, директор компании «Стальтранс», депутат Думы городского округа Ревда:

— С точки зрения увеличения поступлений во внебюджетные фонды (Пенсионный, медицинского страхования, социального страхования), из отчисления в которые и складывается увеличивающийся с 1 января 2011 года Единый социальный налог, цель будет достигнута, причем за счет исключительно крупного бизнеса и бюджетников. С точки зрения создания условий государством для развития малого и среднего бизнеса, увеличение ЕСН приведет к прямо противоположному результату — средний бизнес заморозит увеличение заработной платы, а малый бизнес, работающий, как правило, на упрощенной системе налого-обложения (в этом случае налог возрастает в 2,5 раза!), просто будет вынужден уйти в «тень» или свернуть бизнес.

Популярное