«Самарские барды» открыли Ревде новый мир бардов

Ансамбль «Самарские барды», один из самых известных в России бардовских коллективов, выступивший в прошлую пятницу на сцене ДК в рамках проекта «Барды России — на бис!», показал Ревде новые, неожиданные грани этого жанра, исполнив своим бесподобным многоголосьем не только песни в привычном понимании этого слова, но и… православные молитвы — именно от них, по мнению руководителя коллектива Петра Старцева, пошла когда-то авторская песня.

Самарские барды

Возможно, кто-то из зрителей предпочел бы услышать пятничным вечером, после трудовой недели, что-то полегче — «это (опять же цитируя Старцева) не та музыка, которая заставляет  притопывать ногами и танцевать», но нельзя было не отдать должное мастерству исполнителей — и стихам, которые они так замечательно «интонировали».

Самарские мы

— Положение выправляется, — радостно констатировал директор «Бард-студии» Сергей Бушков, в седьмой раз за этот концертный сезон выйдя на сцену, чтобы представить своих гостей.

Зал, действительно, не заставлял за себя краснеть, хотя часть потенциальной аудитории «ушла» на концерт филармонического абонемента — филармония опять совпала по времени с бардами. Приехали поклонники самодеятельной песни из Первоуральска, Полевского, Дегтярска, Екатеринбурга — «Самарские барды» нечастые гости на Урале.

— Здравствуйте, товарищи, мы из Самары, самарские мы, — мягким волжским говорком сообщил Петр Старцев, когда четверка бардов расположилась у микрофонов. Два гитариста — Владимир Авраменко и Владимир Петров, два вокалиста — Петр Старцев и Роман Кленов. Впрочем, как выяснилось уже с первой песни, поют они все четверо.

Звучит это мужское многоголосие, да еще в хорошей акустике, «живьем», просто ошеломляюще, ничего подобного лично я не слышала. Каждый голос, уверенно ведя свою партию, органично вливается в другие, дополняя их своими нотами, и, оставаясь скрупулезно точной в рисунке, песня как бы наполняется красками, глубиной, мощью, эмоции, заключенные в ней, усиливаются, становятся ярче…

Инструментом самарцы владеют столь же хорошо, как голосами, но гитара в авторской песне — лишь средство «интонирования» стихов.

Поющие инженеры

Между тем, никто из четверых не является профессионалом в музыке — в смысле профессии и образования.

— Авторская песня — исконно самодеятельная. Это когда люди работают инженерами, врачами, а в свободное от работы время пишут песни, которые потом поют на фестивалях. Профессионалов среди нас мало, — пояснил Петр Старцев.

Сам Старцев закончил институт физкультуры (вместе с Олегом Митяевым, с которым 10 лет, с институтской скамьи,  пел в дуэте) и считает себя, главным образом, организатором — он председатель клуба самодеятельной песни «Самарские барды», президент международного фестиваля «Мир бардов», родившегося в прошлом году на берегах Волги. Владимир Петров — строитель, ремонтных дел мастер. Роман Кленов, самый молодой из квартета (ему 27), — кандидат медицинских наук, готовится к защите докторской диссертации, о «героях» которой — эритроцитах — красных клетках крови — говорит с чуть не большим воодушевлением, чем поет о любви. Владимир Авраменко — инженер-конструктор, ракеты делал.

Ну, а их многочисленные регалии в авторской песне — это для души. Точнее, не регалии. Сама песня.

Звучали Юрий Визбор, Юлий Ким, Булат Окуджава, Олег Митяев, другие, менее известные авторы: те их песни, которые редко можно услышать, которые не крутят ни по радио, ни по ТВ. Исключение составила визборовская «Милая моя» — ее, кстати, певцы оставили напоследок.

Под гитарные переборы мы, слушатели, оказывались то в благоухании летней волжской ночи, когда «все влюблены и все крылаты, и все поют стихи Булата», то на палубе ледокола у белого берега Чукотки, то в канонаде боя в березовой роще, то в далеком порту, где «флагов пестрое ветрило, золотое полотно», то в студии Моцарта, умоляя маэстро «не убирать ладони со лба»…

Мы с Олегом

В перерывах между песнями, словно давая публике время перевести дыхание, Петр Старцев рассказывал — о своем друге Олеге Митяеве, о Грушинском фестивале, о «Мире бардов», о Самаре и Свердловске, в котором родился и вырос. В Ревде, кстати, ему в ту пору тоже доводилось бывать — на соревнованиях по спортивному ориентированию.

— Я занимался в Доме пионеров, выходил на остановке и видел дом за забором, а потом узнал, что в этом доме расстреляли царскую семью, — делился воспоминаниями Петр Николаевич. — Мой тренер, услышав, как я брякаю на гитаре, сжалился надо мной и однажды купил мне билет в зал УПИ, сходи, говорит, послушай нормальные песни. На сцену вышел лысый дядька с гитарой и запел — это был Юрий Визбор. И я понял, что попал.

— Курсе на втором мы с Олегом (Митяевым), два молодых придурка, пришли к Окуджаве (вот наглости-то!), показать ему песню — что-то про Красную Армию, про «максимы». Он послушал и сказал: «А я бы эту песню не запел. И вообще эта ваша песня — сладкая какашка». Тогда, в советское время! Мы были в таком шоке. И только потом, когда прошло много времени, мы поняли, насколько это было мудро, правильно. Мне кажется, Булат Шалвович запустил у двух студентов института физкультуры механизм умнения.

— В 1981 году мы ехали с Олегом в электричке с картошки (помните, что такое картошка в институте?), пели, вдруг Олег схватил тетрадь и начал что-то писать. Потом показал мне. Честно сказать, мне песня не понравилась, а спустя небольшое время ее запела вся страна — «Как здорово, что все мы здесь…». Какие уж он струны там задел, известно только Олегу и Богу.

Майдан

Идея спеть на четыре голоса молитву принадлежала Петру Старцеву, человеку глубоко верующему. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», — мощным потоком энергии уносилась под высокие своды зала Дворца песнь праведного старца Симеона, узнавшего Спасителя во младенце, принесенном, по обычаю, в храм для благословенья. Старцу было предсказано, что, пока он не увидит Христа, он не умрет. Явление Сына Господня означало для него смерть — но душа его была исполнена ликования, «ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов».

Продолжением темы веры — и подлинным апофеозом концерта — стала песня Виталия Коротича на музыку Сергея Никитина «Переведи меня через Майдан». В этот гимн человеческой жизни с ее скоротечностью и неповторимостью «Самарские барды» вложили, казалось, всю душу. Выложились.

— Переведи меня через майдан,

Там мной все песни сыграны и спеты,

Я в тишь войду и стихну — был и нету,

Переведи меня через майдан.

Зал провожал певцов овацией.

— Как глоток чистого воздуха, — сказала после концерта Татьяна Георгиевна Шлохина, в прошлом начальник отдела культуры администрации Ревды, директор музыкальной школы и дирижер хора по образованию. — Великолепно! С такими музыкально сложными вещами справляются блестяще. Не верится, что это не профессиональные музыканты — настолько грамотное исполнение, я уже не говорю об эмоциональной насыщенности. А какие стихи!

23 апреля на сцене ДК первый сезон проекта продюсерской компании «Бард-студия» «Барды России — на бис!» закончится Большим Бардовским Концертом — с участием наших местных любимых бардов и гостей из клубов самодеятельной песни Урала. А также будет сюрприз, какой — организаторы пока не открывают. Следите за афишей.

 

 

 

Популярное