Если артисты «Победы» включат музыкальный спектакль «Око утренней зари» в постоянный репертуар, Ревда будет ходить на него, как в 1999 году Париж ходил на «Нотр-дам де Пари», а Нью-Йорк в 2000 году — на «Кошек». По крайней мере, сегодня многие ревдинцы говорят, что с удовольствием сходили бы на повтор: чтобы пересмотреть, додумать, да и просто насладиться блестящим зрелищем. После премьеры мелодрамы, состоявшейся 21 апреля, зрители стоя аплодировали артистам, а техники долго не закрывали занавес — чтобы продлить для зрителей удовольствие, а для артистов — момент триумфа.
Почему постановщики спектакля заплатят за исполнение чужих песен
Музыкальный спектакль «Око утренней зари» стал первопроходцем еще в одной категории. Впервые в истории нашего города самодеятельные артисты выплатят некоторую сумму за исполнение со сцены чужих, уже спетых кем-то песен. Такого в нашем городе не было никогда: самодеятельность (и это известно всем) на сегодняшний день зиждется на песнях звезд, тех мелодиях, что звучат с экрана телевизора. Писать собственные музыку и тексты дорого, да подчас и некому.
Месяц назад мы рассказали о грядущем спектакле по пьесе Елены Греминой «Глаза дня» (в котором сообщили, что артисты используют тексты и музыку из нашумевшего московского мюзикла «Любовь и шпионаж», его премьера состоялась в прошлом году). Через некоторое время в МУ «Культура» пришло письмо от правообладателя мюзикла, компании «РуАртс», которая требовала отменить постановку, поскольку это является нарушением авторских прав.
— Наш спектакль «Око утренней зари» не имеет никакого отношения к мюзиклу «Любовь и шпионаж», и намерений ставить его не было, а «РуАртс» обладает исключительным правом именно на эту постановку, — рассказала директор МУ «Культура» Лариса Щербакова. — В честь 15-летия своей творческой деятельности Лариса Лаврова решила показать себя в новом амплуа — режиссера-постановщика. В поисках музыкального материала она путем свободного скачивания из сети Интернет получила несколько арий из мюзикла «Любовь и шпионаж». Некоторые из них действительно использовались в нашей постановке, но далеко не все.
Артисты использовали около полутора десятка музыкальных композиций из разных источников, все они имеются в свободном доступе. Каждую мелодию долго и скрупулезно аранжировали музыканты Олег Вьюшин и Виктор Столбов, в результате их варианты значительно отличаются от оригинала. О том, какие именно песни были использованы, МУ «Культура» оповестит региональное отделение Российского авторского общества. Сегодня договор между МУ «Культура» и РАО находится в стадии заключения, его оформление началось задолго до премьеры. Документы отправлены, но ответа пока нет.
— Что будет предметом договора, я сейчас точно сказать не могу, так как договора у меня еще нет, — сообщила Лариса Щербакова. — Но учитывая, что необходимо было РАО от нас, я думаю, что это будет осуществление публичного исполнения произведений во время проведения различных мероприятий (условия такого осуществления, в т.ч. авторское вознаграждение). Конкретная стоимость вознаграждений будет зависеть от того, платное или нет мероприятие, и от места его проведения (само учреждение, площадь и т.д.).
Еще до премьеры ревдинцы обратились к авторам самой пьесы (Елена Гремина), музыки (Максим Дунаевский) и текстов песен (Николай Денисов) из мюзикла «Любовь и шпионаж» для получения согласия на постановку и публичное исполнение произведений. Ответ был получен только от Елены Греминой: она дала согласие, но с условием: если показ будет платным — переводить авторские отчисления через РАО.
— Муниципалитет платить авторские вознаграждение не будет, у нас такая статья расходов не предусмотрена, — прокомментировала Лариса Щербакова. — Поэтому все отчисления в РАО будут производиться из средств от приносящей доход деятельности (в данном случае из средств, вырученных от продажи билетов).
По словам директора МУ «Культура» Ларисы Щербаковой, весь спектакль обошелся в сумму порядка 200 тысяч рублей (внебюджетные и привлеченные средства):
— В эту сумму включено абсолютно все: костюмы, генераторы спецэффектов, микрофоны — все это будет использовано и в дальнейшем при организации и проведении мероприятий КДЦ «Победа». Авторские отчисления тоже включены в эту сумму, так как сколько нам нужно будет перечислить РАО, мы еще не знаем.
Перед началом спектакля в фойе «Победы» на каждом шагу встречались-здоровались известные ревдинцы. Кого там только не было! Депутаты, чиновники всех мастей, бывшие и нынешние работники культуры и артисты самодеятельности, ветераны, КВНщики и еще много кто. Даже телевидение пожаловало снимать долгожданную премьеру. Костюмы, платья, легкие шарфы, галстуки в легком шлейфе цветочного аромата создавали ощущение праздника.
И вот, наконец, началось.
С первых мизансцен стало понятно: в постановку вложены огромные силы. Как творческие, так и физические, и умственные. Все пятеро артистов полностью использовали свои насыщенные, яркие голоса. Даже Сергей Кибардин, который все-таки больше танцор и актер, чем певец. Это, наверное, невероятно трудно — говорить и двигаться, затем петь и танцевать, а потом вновь говорить.
Режиссер Лариса Лаврова удачно подобрала музыку: Наталья Некрасова (Ханна) шикарно раскрылась в своей первой арии «Синема», а у Александра Диденко (граф де Шайни) было сильное соло (самая первая песня в спектакле), где он смог показать свой голос и горестную судьбу своего героя.
И, конечно, великолепно пела сама Лариса Лаврова (Мата Хари). Ее голос, пожалуй, самый сильный из всех женских голосов, сегодня звучащих со сцены. Она драматично раскидывала руки, прикрывала глаза, брала самые сложные ноты, а зал замирал вместе с ней и, казалось, даже не дышал, ловя каждое ее движение.
Постарались декораторы: завернули сладкую конфетку в подобающую обертку. Во время смены декораций сцену перекрывал киноэкран: по нему под какую-то космическую музыку бежали черные отрывистые драматичные фраз: «Ужасная участь молодой жены. Жестокий муж бьет беззащитную жену. Ребенок умер. Спаси меня, Матерь Божья. Но никто не спас». Картины (артисты назвали каждую з них «фильма», а всего их было пять) становились все мрачнее.
Даже эпатажные девицы в кабаре, где танцевала и пела Мата Хари, и те были красивыми, но какими-то жуткими. А затем — самый яркий момент в спектакле, Лариса Лаврова танцевала языческий танец Мата Хари (а она была сначала танцовщицей, и только потом шпионкой). Индийская музыка, проекционное изображение Ганеша на заднике (все-таки, очень не хватает «Победе» экрана для проекций!), девушки в буддистских нарядах… Казалось, что дым, в изобилии пущенный из-за кулис на сцену, пахнет благовониями. Очень захотелось в Мумбаи.
Но этот спектакль не только великолепно спет и оформлен. Он еще и кладезь мудрости. Не удивлюсь, если его в будущем разберут на цитаты. Чего стоит хотя бы вот эта фраза (которую произносит Мата Хари, когда французская разведка обвиняет ее в измене): «Государство нельзя любить. Государству нельзя изменить. Можно любить мужчину. Изменить можно только себе».
Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!