В «Победе» презентовали музыкальный спектакль «Око утренней зари» (фото)

Это режиссерский дебют Ларисы Лавровой. На премьере не было свободных мест.

Если артисты «Победы» включат музыкальный спектакль «Око утренней зари» в постоянный репертуар, Ревда будет ходить на него, как в 1999 году Париж ходил на «Нотр-дам де Пари», а Нью-Йорк в 2000 году — на «Кошек». По крайней мере, сегодня многие ревдинцы говорят, что с удовольствием сходили бы на повтор: чтобы пересмотреть, додумать, да и просто насладиться блестящим зрелищем. После премьеры мелодрамы, состоявшейся 21 апреля, зрители стоя аплодировали артистам, а техники долго не закрывали занавес — чтобы продлить для зрителей удовольствие, а для артистов — момент триумфа.

Почему постановщики спектакля заплатят за исполнение чужих песен

Музыкальный спектакль «Око утренней зари» стал первопроходцем еще в одной категории. Впервые в истории нашего города самодеятельные артисты выплатят некоторую сумму за исполнение со сцены чужих, уже спетых кем-то песен. Такого в нашем городе не было никогда: самодеятельность (и это известно всем) на сегодняшний день зиждется на песнях звезд, тех мелодиях, что звучат с экрана телевизора. Писать собственные музыку и тексты дорого, да подчас и некому.

Месяц назад мы рассказали о грядущем спектакле по пьесе Елены Греминой «Глаза дня» (в котором сообщили, что артисты используют тексты и музыку из нашумевшего московского мюзикла «Любовь и шпионаж», его премьера состоялась в прошлом году). Через некоторое время в МУ «Культура» пришло письмо от правообладателя мюзикла, компании «РуАртс», которая требовала отменить постановку, поскольку это является нарушением авторских прав.

— Наш спектакль «Око утренней зари» не имеет никакого отношения к мюзиклу «Любовь и шпионаж», и намерений ставить его не было, а «РуАртс» обладает исключительным правом именно на эту постановку, — рассказала директор МУ «Культура» Лариса Щербакова. — В честь 15-летия своей творческой деятельности Лариса Лаврова решила показать себя в новом амплуа — режиссера-постановщика. В поисках музыкального материала она путем свободного скачивания из сети Интернет получила несколько арий из мюзикла «Любовь и шпионаж». Некоторые из них действительно использовались в нашей постановке, но далеко не все.

Артисты использовали около полутора десятка музыкальных композиций из разных источников, все они имеются в свободном доступе. Каждую мелодию долго и скрупулезно аранжировали музыканты Олег Вьюшин и Виктор Столбов, в результате их варианты значительно отличаются от оригинала. О том, какие именно песни были использованы, МУ «Культура» оповестит региональное отделение Российского авторского общества. Сегодня договор между МУ «Культура» и РАО находится в стадии заключения, его оформление началось задолго до премьеры. Документы отправлены, но ответа пока нет.

— Что будет предметом договора, я сейчас точно сказать не могу, так как договора у меня еще нет, — сообщила Лариса Щербакова. — Но учитывая, что необходимо было РАО от нас, я думаю, что это будет осуществление публичного исполнения произведений во время проведения различных мероприятий (условия такого осуществления, в т.ч. авторское вознаграждение). Конкретная стоимость вознаграждений будет зависеть от того, платное или нет мероприятие, и от места его проведения (само учреждение, площадь и т.д.).

Еще до премьеры ревдинцы обратились к авторам самой пьесы (Елена Гремина), музыки (Максим Дунаевский) и текстов песен (Николай Денисов) из мюзикла «Любовь и шпионаж» для получения согласия на постановку и публичное исполнение произведений. Ответ был получен только от Елены Греминой: она дала согласие, но с условием: если показ будет платным — переводить авторские отчисления через РАО.

— Муниципалитет платить авторские вознаграждение не будет, у нас такая статья расходов не предусмотрена, — прокомментировала Лариса Щербакова. — Поэтому все отчисления в РАО будут производиться из средств от приносящей доход деятельности (в данном случае из средств, вырученных от продажи билетов).

По словам директора МУ «Культура» Ларисы Щербаковой, весь спектакль обошелся в сумму порядка 200 тысяч рублей (внебюджетные и привлеченные средства):

— В эту сумму включено абсолютно все: костюмы, генераторы спецэффектов, микрофоны — все это будет использовано и в дальнейшем при организации и проведении мероприятий КДЦ «Победа». Авторские отчисления тоже включены в эту сумму, так как сколько нам нужно будет перечислить РАО, мы еще не знаем.

Перед началом спектакля в фойе «Победы» на каждом шагу встречались-здоровались известные ревдинцы. Кого там только не было! Депутаты, чиновники всех мастей, бывшие и нынешние работники культуры и артисты самодеятельности, ветераны, КВНщики и еще много кто. Даже телевидение пожаловало снимать долгожданную премьеру. Костюмы, платья, легкие шарфы, галстуки в легком шлейфе цветочного аромата создавали ощущение праздника.

И вот, наконец, началось.

mata7
Лариса Лаврова в образе Мата Хари. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

С первых мизансцен стало понятно: в постановку вложены огромные силы. Как творческие, так и физические, и умственные. Все пятеро артистов полностью использовали свои насыщенные, яркие голоса. Даже Сергей Кибардин, который все-таки больше танцор и актер, чем певец. Это, наверное, невероятно трудно — говорить и двигаться, затем петь и танцевать, а потом вновь говорить.

Режиссер Лариса Лаврова удачно подобрала музыку: Наталья Некрасова (Ханна) шикарно раскрылась в своей первой арии «Синема», а у Александра Диденко (граф де Шайни) было сильное соло (самая первая песня в спектакле), где он смог показать свой голос и горестную судьбу своего героя.

mata1
Потрясающий Сергей Вербитский (взбалмошный капитан Маклеод) пел подобающе образу: сгибался в знак вопроса, хрипел, потрясал кулаками и встряхивал густыми черными волосами. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

И, конечно, великолепно пела сама Лариса Лаврова (Мата Хари). Ее голос, пожалуй, самый сильный из всех женских голосов, сегодня звучащих со сцены. Она драматично раскидывала руки, прикрывала глаза, брала самые сложные ноты, а зал замирал вместе с ней и, казалось, даже не дышал, ловя каждое ее движение.

mata6
А вот текстовые отрывки были не так внушительны, как песни. И это понятно: во-первых, мелодрама «Око утренней зари» стала режиссерским дебютом Ларисы Лавровой (а в этом деле опыт едва ли не главное), а во-вторых, она ставила  спектакль, участвуя в нем сама, а это сложно — оценивать ситуацию, не видя ее со стороны. Поэтому в словесных эпизодах как будто ослабевал тот накал эмоций, страсти, энергетики, брызжущих со сцены во время каждой песни. И когда артисты переставали петь и начинали говорить, зал как будто выдыхал — и замирал вновь, стоило зазвучать музыке. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Постарались декораторы: завернули сладкую конфетку в подобающую обертку. Во время смены декораций сцену перекрывал киноэкран: по нему под какую-то космическую музыку бежали черные отрывистые драматичные фраз: «Ужасная участь молодой жены. Жестокий муж бьет беззащитную жену. Ребенок умер. Спаси меня, Матерь Божья. Но никто не спас». Картины (артисты назвали каждую з них «фильма», а всего их было пять) становились все мрачнее.

mata5
Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Даже эпатажные девицы в кабаре, где танцевала и пела Мата Хари, и те были красивыми, но какими-то жуткими. А затем — самый яркий момент в спектакле, Лариса Лаврова танцевала языческий танец Мата Хари (а она была сначала танцовщицей, и только потом шпионкой). Индийская музыка, проекционное изображение Ганеша на заднике (все-таки, очень не хватает «Победе» экрана для проекций!), девушки в буддистских нарядах… Казалось, что дым, в изобилии пущенный из-за кулис на сцену, пахнет благовониями. Очень захотелось в Мумбаи.

mata2
Наталья Некрасова и Александр Диденко. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Но этот спектакль не только великолепно спет и оформлен. Он еще и кладезь мудрости. Не удивлюсь, если его в будущем разберут на цитаты. Чего стоит хотя бы вот эта фраза (которую произносит Мата Хари, когда французская разведка обвиняет ее в измене): «Государство нельзя любить. Государству нельзя изменить. Можно любить мужчину. Изменить можно только себе».

Хотите читать только хорошие новости? Присоединяйтесь к Ревда-инфо в «Одноклассниках». Самая добрая компания в этой социальной сети!

Популярное