Сюзанна и Сюзетта, или коротко: Сюзи, — так зовут главных героинь спектакля «Играем в дружную семью или гарнир по-французски», премьера которого на днях состоялась в «Победе». Именно из-за одинаковых имен двух женщин и разгорелся весь сыр-бор. Мужчин чуть не убили, кухарка стала фотомоделью, а фотомодель потеряла меховую накидку за 20 тысяч, к тому же, на заглаживание ситуации пришлось потратить не меньше тысячи франков. Но обо всем по порядку.
«Гарнир по-французски» — это комедия положений (автор пьесы — Марк Камолетти). Она как жвачка для мозгов: думать особенно не над чем, и единственная мудрость, которую можно из нее вынести, вполне незамысловата: не изменяйте своим любимым, и все будет хорошо.
По пьесе смешно становится оттого, что герои, говоря и делая всяческие нелепости, постоянно попадают в крайне неловкие и глупые ситуации. Принимают одного за другого, ссорятся, чуть ли не дерутся, считают каждого чьим-нибудь любовником, пытаются во всем разобраться и запутываются еще больше. И все время удивляются: как же так? По спектаклю же смешно от того, что все эти события мастерски обставлены режиссером Людмилой Копытовой и ее актерами.
Сюзетта
Короткая фраза Екатерины Ворониной («Кто?» раз двадцать спрашивает она с совершенно дурацким выражением лица, когда Бернард и Роберт выясняют, кто же она, Сюзетта, такая) вызвала у зрителей приступы гомерического хохота. Казалось бы: чего такого? Актеры рассказывали: сама Воронина, уходя за кулисы после своих сцен, недоумевала: почему ей все аплодируют и смеются? Как всегда, зал лежал от смеха именно в тех местах, где артисты и не ожидали какой бы то ни было реакции.
Екатерина Воронина, совсем не худенькая дама, обладательница великолепного, крайне комичного выражения лица (браво!) постоянно что-нибудь да отчебучивала. То станцует танго с Робертом, то наизусть повторит, как мантру, все то, что ей рассказал о себе ее «любовник», то позволит мужчинам превратить ее простенький поварской костюм в вечерний наряд (легким движением руки юбка превращается в платье). Безусловно, роль попала в жилу: Екатерина Воронина не просто смешная, она — уморительная.
Сюзанна
Столь же смешной, да еще и крайне пикантной получилась Сюзанна. Это первая большая роль красивой женщины Ларисы Пирожковой после пятилетнего перерыва, мы не видели ее достаточно давно. Но время, похоже, не властно над актерским талантом.
Сюзанна — красивая и глупая «блондинка», где-то там, в Париже, зарабатывающая деньги своей внешностью. По ходу спектакля ее наряды становятся все откровеннее: коротенькое платьице и меховое манто заменяется воздушным пеньюаром, чулками и каблуками. Когда она вышла в таком наряде, зал выдохнул: «Ого-о-о!..».
Она обворожительно хлопала глазами, щебетала и порхала. Была очень сладкой, но послевкусие оставалось весьма конкретное: а Сюзанна-то совсем не так проста, как кажется! Почему-то думалось, что дома Сюзанну ждет недописанная диссертация, а на работе ее все зовут по имени-отчеству. Похоже, актриса просто не смогла заменить в себе свою очень даже интеллектуальную сущность сущностью легкомысленной «блондинки».
Роберт
Две серьезные работы в «Провинции» уже были у актера Сергея Вербитского. Это взрывной кавалер Рипафратта в «Трактирщице» (2008 год) и женоненавистник олигарх Соловакин в «Пантере» (2010 год). В «Гарнире» он сыграл неудачливого любовника, бедолагу-бухгалтера, который отдал хитрой кухарке Сюзетте все свои деньги, чтобы та не портила его нелепые оправдания, которые он придумывал для спасения себя.
Вербитский появился на сцене в легкомысленной панамке. Так хотелось увидеть его в новом амплуа!.. Но не вышло. Уже через двадцать минут перед нами вновь был Рипафратта, смешанный с Соловакиным — грозные окрики, злорадный смех, накал страстей и эмоций. Он был смешной, говорил забавные вещи, импровизировал и великолепно танцевал танго с Сюзеттой… Но, к сожалению, снова был одинаковый, такой, каким мы его уже дважды видели. А бедолаги у Сергея не получилось.
Бернард
Этот спектакль стал первой серьезной ролью для Евгения Копытова — прежде мы видели его в основном в качестве чтеца. Он, КВНщик со стажем, в комедийном сюжете был уместен, как ягода в сиропе. Он будто жил на сцене: иногда было сложно сказать, говорит ли он по тексту, или же сочиняет на ходу. Ужимки, усмешки, какие-то странные необъяснимые реплики, вроде вот этого диалога: Роберт, топая ногами: «Термиты!..»; Бернард: «Хе, терминатор…». Что это: пьеса или импровиз?
Евгению всего 25, и его Бернард (а ему, вероятно, около 35) получился таким же молодым, ехидным и легким на подъем. Наверное, свою любовницу Сюзанну он встретил в клубе, а ночи с ней проводил на шелковых простынях под шампанское и легкий французский рок.
Умея быть по-КВНовски смешным, сыграть семейные отношения Копытов не смог. Может, потому, что сам пока не женат. Жаклин и Бернард хоть и подавали друг другу соответствующие реплики, но на сцене были словно чужие люди. И даже их финальный поцелуй не поправил дела: больше того, казался лишним.
Жаклин и Жорж
Играя в семью, Евгений Копытов почти не получал на сцене помощи от своей сценической «жены» — Марины Козыриной, сыгравшей Жаклин. Эта роль стала для Марины первым театральным опытом, до этого она вообще не выходила на сцену.
Именно из-за неопытности актрисы Жаклин просто потерялась на фоне таких зубров, как Воронина, Пирожкова, Копытов и Вербитский. Марина, конечно, старалась — подавала верные реплики, где нужно — улыбалась или злилась, делала оценки и паузы, даже выкручивалась, когда кто-то из актеров в силу профессиональной сценической эйфории уходил далеко от текста, но была какой-то… не настоящей, что ли, как будто боялась выпустить больше энергии, чем нужно. Ее гнев, обида, ревность были словно половинными.
И еще руки — они всегда выдают тех, кто выходит на сцену крайне редко или вообще не выходил до своего момента X. На сцене рукам всегда приходится искать применение. У искушенных актеров это получается само собой. У Марины (как, кстати, и у исполнителя роли Жоржа Ивана Дубровина) руки то и дело картинно взлетали вверх, словно поднимая тональность сказанного. Вот и все, что делали их руки.
Впрочем, как сказал мне один из знакомых режиссеров, «должны же мы приучать к сцене новичков». Поэтому сочтем, что для первого раза работа Марины была вполне сносной.
Иван Дубровин, сыгравший Жоржа, ненадолго появляется только в финале. Его задача предельно проста: забрать из дома жену, а между делом поколотить всех тех, кто мог посягнуть на ее честь. Реплик у Ивана было немного, зато какую важную миссию он выполнил! После ухода супругов все встает на свои места. Муж и жена отправляются спать вместе, а Роберт забирается в комнату к Сюзанне при полном ее согласии. Занавес.
О чем спектакль
Бернард (Евгений Копытов) приглашает в семейное гнездышко свою любовницу Сюзанну (Лариса Пирожкова), а для отвода глаз — еще и близкого друга Роберта (Сергей Вербитский). Жена Бернарда, Жаклин (Марина Козырина), узнав, что приезжает Роберт, внезапно отказывается уезжать к маме. Роберт — любовник Жаклин, и она мечтает провести с ним выходные, пусть даже и под носом у мужа. Бернард просит Роберта притвориться, что Сюзанна — это его любовница.
Но первой в доме появляется кухарка Сюзетта (Екатерина Воронина), нанятая Бернардом для обслуживания праздничного ужина. Роберт принимает ее за Сюзанну и в таком качестве представляет Жаклин. Затем появляется Сюзанна, ее объявляют кухаркой. В результате нескольких опрометчивых заявлений Роберта все путаются и ссорятся. Порядок наводит Жорж, муж Сюзетты (Иван Дубровин). Он забирает жену и все как-то встает на свои места.
«Провинция» подтвердила звание народного коллектива
В апреле этого года исполнилось ровно 5 лет с того дня, как театральный коллектив «Провинция» получил звание «народного». Титул было необходимо подтвердить, поэтому на спектакль «Играем в дружную семью» пожаловали гости из областного Дворца народного творчества (ОДНТ): Светлана Берсенева, зав. отделом народного творчества и театральным сектором, и Наталья Чаплинская, зав. сектором авторского творчества. После занавеса они прокомментировали увиденное.
— Мы сегодня увидели блестящий результат при коллективном творчестве, — сказала Наталья Чаплинская. — К тому же, затрачены минимальные средства на сценографию, и это оправданно.
— Несмотря на легкий жанр спектакля, могу с уверенностью сказать, что это очень серьезная работа, — добавила Светлана Берсенева. — Спектакль выдержан и стилистически, и жанрово; здесь очень интересные режиссерские находки, тонкая актерская работа практически у всех. Спектакль дышит благодаря тому, что каждый живет в нем ежесекундно. Он постоянно меняется — очень динамичный. По сути, в вашем городе есть свой хороший театр. И его нужно поддержать — сделать все, чтобы он стал муниципальным театром. Это гордость для города — иметь такой коллектив.
По словам представителей ОДНТ, теперь они направят документы в Министерство культуры.
— Решение будет только положительным: мы видели много театров, но «Провинция» один из самых запоминающихся коллективов, — заверила Светлана Берсенева.