2011-05-20, 15:39 Мнения Администрация сайта 2 19

Без знания истории невозможно воспитать гражданина

Людмила Федоровна Федосеева, Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Ревды
Людмила Федоровна Федосеева, Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Ревды

История, сопряженные с нею социальные дисциплины, и литература всегда занимали особое место в общественных программах любого государства. Ведь именно содержание этих предметов помогает юным поколениям освоить культурно-историческую традицию родного народа, идентифицировать себя как граждан страны.

 

***

Наша страна уже третье десятилетие живет в состоянии непрерывного реформировании. Реформировали все: от экономики до коммунального хозяйства. Дошла очередь и до системы образования. Сорок пять лет я стояла у истоков получения моими учениками исторических и обществоведческих знаний. Должна отметить, что в последние двадцать лет никакие другие учебные дисциплины не подвергались такому реформированию, как история и обществознание. Связано это было с социально-экономическими изменениями нашего государства и общества. При этом постоянно предлагался новый набор полуфабрикатных концепций, программ и учебников, плохо состыкованных, целостно не осмысленных и не дающих вразумительного ответа на вопрос: почему именно в этом возрасте школьнику нужно изучать именно этот период истории, чаще всего к тому же не понимаемый учениками.

В первых числах апреля я принимала участие в первом всероссийском съезде учителей истории и обществознания в составе делегации Свердловской области. Организаторами съезда были Министерство образования и науки РФ, Российская академия наук, Институт Всеобщей истории РАН. Выступления на съезде видных ученых-историков были проникнуты озабоченностью состоянием и ролью исторического и обществоведческого образования.

Съезд принял решение о создании Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», важнейшими целями которой являются: повышения качества обучения истории и обществознания в школе, повышение воспитательной и развивающей роли общественных дисциплин в формировании личности школьника. Достижению этих целей подчинена задача обновления содержания школьного исторического образования.

 

***

И вновь обновление содержания исторического образования. И на сей раз не только путем обновления содержания, издания новых учебников, но и сокращения количества часов в учебном плане, а это значит минимизация исторических знаний и как следствие алогичность выводов школьниками, неспособность их из-за отсутствия времени на уроке к диалогу, в суждениях о прошлом, в оценке новейших событий. Введения Единого государственного экзамена по истории, обществознанию, литературе построено на тестах, привело к тому, что эти предметы из источника воспитания нравственности, гражданственности, стали необходимостью примитивной зубрежки.

Два последних года связаны с историческими событиями: 65-летием Победы и 70-летием начала Великой отечественной войны. Слава нашей Победы принадлежит не только фронтовикам и труженикам тыла. Это была и победа нашего народного образования, нашей советской школы. Миллионы выпускников предвоенной школы прошли путь побед до Берлина с честью, навсегда став народом-победителем. А потом с верой и надеждой, с энтузиазмом и из руин и пекла восстанавливали народное хозяйство. В чем же были истоки веры, выносливости и преодолений трудностей? Ответ прост: он в патриотизме советских людей.

Почему же сегодня сменились жизненные приоритеты, почему произошла переоценка почти всех ценностей, казавшихся совсем недавно неизменно-устойчивыми?

 

***

Строй, провозглашенный в октябре 1917 года, существовал в нашей стране 74 года. За это время на обломках рухнувшей России было создано новое государственное образование — ставшее мировой сверхдержавой, благодаря образовательной политике, в результате которой Советский Союз стал страной с побежденной неграмотностью и передовой наукой. Образовательная политика советского государства, партии была направлена на повышение роли учителя, школы, образования, ведь в руках учителя — будущее страны.

Школьники не остаются в школе навсегда, наступает время, когда они впрямую будут влиять на судьбу своей страны. Поэтому значимая роль отводилась изучению общественных и гуманитарных дисциплин, обществознанию, литературе и деятельности общественных организаций — октябрятской, пионерской, комсомольской. Сейчас только ленивый не говорит об издержках в гражданском становлении школьников. Детские общественные организации прошлого закладывали фундамент гражданственности — они готовили растущего школьника к участию в трудовых и общественных делах, учили жить по нормам и принципам этики и морали, нормам человеческого общения. Общественные и гуманитарные учебные предметы позволяли воспитывать детей с высокой культурой, активной жизненной позицией и патриотическим мировоззрением.

 

***

Воспитание не знает границ: оно осуществляется во время учения, труда, игр, в быту, общении. Сегодня мы утратили многие традиции в воспитании детей, а главное — в труде. Чего только стоят запреты на привлечение школьников к участию в субботниках по благоустройству школьного двора, города, в подготовке учебного кабинета к занятиям, к работам на пришкольном участке! Если в трудовой деятельности детей у школы, учителя, классного руководителя возникает необходимость, то нужно письменное разрешение родителей.

Деградация системы образования в России началась сразу после прихода к власти либеральной интеллигенции. Уже не одно поколение школьников прошло через школу с непрекращающимися реформами в образовании. И что мы имеем сегодня? Отсутствие нравственных ориентиров в обществе, отсутствие привычки к физическому труду, стремление к бездумному потребительству.

У Виктора Астафьева, писателя с мировым именем в последние годы жизни появилось немало довольно жестких высказываний о нашем народе последних десятилетий. Накануне одного из юбилеев Победы он сказал, что сегодня за этот народ он бы воевать не пошел. И еще. «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. А ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье». Эта фраза была эпитафией на его надгробье. Мне от этих слов очень горько.

А потому и возникает вопрос: формирование каких человеческих качеств обеспечит не изучение, а «прохождение» истории и связанных с нею обществоведческих дисциплин?

Можно по-разному относиться к идеологии той или иной партии. Но в сегодняшней ситуации считаю необходимостью поддержать постановление Пленума ЦК КПРФ об отмене правительственного законопроекта «Об образовании в РФ» и нормативных актов, насаждающих ЕГЭ в качестве единственной и обязательной формы аттестации знаний выпускников.

Новости редакции / Блоги

Популярное