Как Сергей Евграфов начал карьеру тренера (фото, видео)

В этом году самый невысокий игрок баскетбольной команды «Темп-СУМЗ» Сергей Евграфов,  младший брат прославленного нападающего нашей команды Ильи Евграфова, сменил амплуа. Сергей был назначен на должность тренера детско-юношеской команды «Темп-СУМЗ». 27-летний спортсмен отбегал по площадке добрый десяток лет и сменил несколько команд. Звезд с неба он, в общем-то, не хватал, о чем открыто говорит сам. Впрочем, возможно, сейчас он нашел свое призвание. За новую работу болеет всей душой. И только внутри гложет крохотный червячок досады — все-таки еще хочется поиграть самому.

Беседовала Валентина Пермякова

«На каждой игре — мандраж»

— Сергей, сейчас тебе 27. Сколько лет из них ты гоняешь мяч на баскетбольной площадке?

— Можно сказать, профессионально я начал заниматься баскетболом в 11 классе. Каждое лето до этого мы с братом выходили во двор — у нас там площадка — и он меня учил, был за тренера. Он к тому времени уже играл здесь, команда тогда называлась «Ревда-медь», выступала в Первой лиге. В 16 лет я пришел сюда, в юношескую команду (а уж попасть в основной состав мечтал с детства!), мы даже ездили на областные соревнования. Тогда у нас, конечно, вообще ничего не получалось. Тренером был Андрей Грибов, а помогал ему Сергей Викторович Губин.

— Почему ты в баскетбол-то пошел? Брату завидовал?

— Я с детства мечтал попасть в команду мастеров «Темп-СУМЗ», может быть, поэтому всьерьез занялся баскетболом. Ну и была возможность попасть в УПИ на льготных условиях. За братом тоже тянулся, но зависти не было. Какая зависть! Я смотрел, как это давалось ему. Не сказал бы, что ему было легко, что у него какие-то особые данные. Таких спортсменов, как он, много. А у меня данные еще ниже. К тому же, я меньше него на 10 см, и мне было гораздо сложнее, чем ему.

— И правда! Как обычный человек представляет себе баскетболиста? Рост 2 метра, широкие плечи и длинные ноги. У тебя все наоборот. Ты крепкий, конечно. Но все же невысокий для баскетбола. Волновался, что не получится?

— Начинать не боялся. Для меня это было просто что-то новое. До этого занимался хоккеем и футболом, игровые виды спорта мне были знакомы. А вот на площадке, когда начинались первые игры, был мандраж. Со временем это прошло — появилась уверенность в себе и партнерах. Другое дело — игры в Суперлиге. На каждой игре — мандраж. Но стоит переступить черту между скамейкой запасных и площадкой, — как рукой все снимает.

— И все-таки, есть ли какие-то плюсы для игры у невысокого баскетболиста?

— Ну конечно. Разные тренеры видели меня на различных позициях на поле, каждый руководствовался своими соображениями. Чаще в защите играл, потому что высоким противникам трудно играть против меня. В нападении мне тоже бывает легко — выше скорость. Ну и я не могу сказать, что у меня плохой бросок. В Суперлиге на протяжении трех лет я был в первой десятке по процентам попадания с трехочковой позиции.

«В школе был лентяем»

— Какое у тебя образование?

— Я учился в трех университетах. Когда уже был здесь, в команде мастеров, университеты звали учиться к себе, зная, что я играю в баскетбол. Два года учился в филиале Омской Академии физической культуры. Потом четыре года — в УПИ, где играл за сборную вуза. А потом — в филиале Челябинского университета. Везде получал должность тренера-преподавателя, и ни один вуз не закончил — из-за баскетбола. У нас были выездные игры, а не все преподаватели шли навстречу, не все позволяли пересдать экзамен. Сейчас мне, конечно, нужен диплом. Я восстанавливаюсь в УРФУ (бывший УПИ), буду учиться на третьем курсе.

— Но ученик-то ты, наверное, прилежный…

— Нет. И в школе, и в институте был лентяем. В том смысле, что полностью отдавал себя баскетболу. Кто хочет работать — ищет возможности, кто не хочет — ищет причину. Я все время находил причину, чтобы получить освобождение от уроков: поиграть за школу в баскетбол, съездить, поиграть еще за кого-нибудь в футбол. Это еще в третьем классе началось. Преподаватели говорили, что я могу учиться, только я — лентяй.

— То есть, «золотой» медали у тебя в архиве не имеется?

— Какая медаль!.. У меня две «тройки», по истории и по геометрии.

— Когда последний раз был на встрече выпускников?

— К сожалению, в эти дни я обычно играю на выездах. Но в школу я прихожу — к нашему физруку Галине Васильевне Губкиной. Повидаться, спросить совета. В этом году мне нужно было набрать детей в младшую команду. Я пришел к ней посоветоваться насчет того, детей какого возраста приглашать. Она и прежде постоянно говорила, что мне дано работать с детьми.

— А ты уже пробовал?

— Да, после выпускного занимался со сборной школы по баскетболу. Мы даже выигрывали на городском уровне. Спасибо, конечно, Галине Васильевне и директору школы Анне Лейбовне Кочневой, что пошли мне навстречу и разрешили получить такой опыт.

«Молодые наступают на пятки»

— Ты играешь сейчас? Или поставил точку в карьере? Как оказался на месте тренера, расскажи?

— У меня был подписан контракт на этот сезон. Но руководители клуба, посоветовавшись между собой, предложили мне должность тренера. Разговор об этом у нас был года два назад, но я тогда отказался — все-таки хотел еще поиграть, чего-то добиться. Например, бронзовой медали в Суперлиге. Ну, чтобы мне потом не просто рассказывать детям, с которыми я занимаюсь, о том, как я играл в Чемпионате, а медаль показать. Но — не сложилось.

— Как долго думал над предложением руководства на этот раз?

— Совсем недолго. Мне уже не раз приходили мысли о том, что надо бы поменять специализацию.

— Грустно от этого?

— Обидно немного. Еще четыре-пять лет можно было бы без проблем играть. Но опускаться в лигу уровнем ниже? Нет интереса. Да и потом, на пятки наступают молодые (это не только у нас, так по всей России). С возрастом становится все сложнее. Но, думаю, на области я еще поиграю. За кого и с кем — пока решается. Раз восстанавливаюсь в УПИ — возможно, за него.

— Есть ли возрастной предел для баскетболиста? В 40 лет выходить на площадку уже поздно?

— Нет! Люди в 40 лет тоже играют, они берут уже не физикой, а техникой, видением площадки…

«Я до сих пор «играю»

— За какими играми по баскетболу ты следишь?

— Российский баскетбол показывают редко — только ключевые игры, так что обычно слежу за Евролигой. Записываю матчи. Раньше пересматривал, чтобы отметить для себя, как игрок поступил в определенный момент. Сейчас пересматриваю записи, отмечаю комбинации, стратегию. Чтобы потом дать это детям.

— Твою работу контролируют тренеры главной команды? Руководители клуба?

— Тренировки — нет, мне полностью доверяют. Помогает Сергей Викторович Губин. Но я и не откажусь от советов опытных людей, даже сам их со временем попрошу. У них и жизненный, и игровой опыт больше, чем у меня.

— Ребята из твоей команды уже играли?

—  Да, товарищеский матч с командой Полевского. Она была первой и для меня, как для тренера, и для ребят в этом сезоне. Мы к этому моменту мы провели только две недели в зале и особо не готовились. Вот и проиграли два очка. Мы организовали эту встречу, чтобы посмотреть, на что способны игроки, на что они готовы. Сделали выводы. Желание есть, но не у всех. У некоторых есть желание, но нет данных. А кто-то просто ленится. В ноябре начинается сезон, моя задача за месяц постараться исправить ситуацию.

— Ты впервые смотрел игру с места тренера. Какие ощущения?

— Я до сих пор еще «играю»! Мне так хочется выйти на площадку, сделать что-то самому, по-своему, не так!

— Команде ДЮБЛ ставят задачу, как основной команде, занять определенное место в лиге?

— Нет. Наша задача — обеспечить массовость и поднять баскетбол в городе, сделать так, чтобы им увлекалось как можно больше людей.

— Чем ты сегодня занимаешься с командой?

— Пока много внимания приходится уделять технике ведения мяча, броска. Конечно, уже хочется дать им что-то тактическое. Но как, если они пока не могут вести мяч, а при этом смотреть не на него, а на площадку? Понемногу, конечно, внедряю разные комбинации. Когда будем изучать их серьезнее, обращусь за советом к тренеру основной команды. Мы — и ребята, и я с ними — пока учимся. Прихожу домой, читаю пособия по тренерской работе, смотрю видео, нахожу в интернете упражнения, чтобы давать их ребятам. Мне просто нравится эта работа, и я себя полностью оставляю здесь, на площадке, в «Темпе».

Коротко о личном

— Игру какого баскетболиста ты бы хотел увидеть своими глазами?

— Майкл Джордан, конечно. Мэджик Джонсон. Джо Барр. А из российских? Ну, наверное, Василий Карасев.

— С какой командой ты бы хотел поиграть? Или сыграть за нее?

— Каждый баскетболист, наверное, мечтает сыграть с клубами НБА. А уж поиграть за них… Я бы все отдал, чтобы провести два дня в одном из таких клубов.

— В какой профессии, кроме спорта, ты бы еще смог преуспеть?

— В любой, связанной с общением. Главное — отдаться своей профессии целиком, жить ею.

— Где бы ты хотел жить?

— В Ревде. Это самый тихий, спокойный, зеленый город.

— Какую книжку ты прочитал недавно?

— «Точка обмана», Дэн Браун. Взял у Ильи.

— Какой фильм посмотрел последним?

— «Черная молния» по телевизору. А в кино — «Трансформеры».

— Куда ты идешь, чтобы отдохнуть?

— В «Темп». Смотрю на тренировки и игры основной команды, хожу в тренажерный зал, бассейн. Лето занимался футболом. Мы играем просто в удовольствие.

— Чем ты угостишь своих гостей?

— Если ко мне придут друзья, наверное, постряпаем пельмени, посидим, пообщаемся. Для близких — паста. Или суши. Могу заказать, а могу и сам приготовить.

[nggallery id=234]
Сергей Евграфов родился 15 ноября 1983 года. Рост — 175 см, вес — 73 кг. Окончил школу №3. Кроме баскетбола, занимался хоккеем и футболом. Мастер спорта. Амплуа на баскетбольной площадке — защитник. Помимо выступлений в составе «Темп-СУМЗ», успешно защищал цвета команд «УГТУ-УПИ» и «Урал». Не женат.
 
Ревдинская баскетбольная команда детско-юношеской лиги (ДЮБЛ) тоже носит название «Темп-СУМЗ». В ее составе — юноши до 18 лет. Команда считается дублем основной команды, выступает в своем дивизионе.

Популярное