Кризис жанра

Третий в истории Ревды конкурс на замещение должности главы администрации городского округа изначально не предвещал никаких неожиданностей. Сама процедура его проведения, казалось бы, не предусматривает даже возможности мало-мальской сенсации. Конкурсная комиссия, составленная из представителей думского большинства и трех областных чиновников, своей сущностью охраняет безмятежность процедуры назначения рулевого городским хозяйством.

Поэтому четыре года назад, когда в Ревде назначали первого в ее истории сити-менеджера, никто не сомневался, что им станет согласованный и утвержденный во всех инстанциях Андрей Семенов. Равно как год назад никто не сомневался, что главой администрации утвердят выписанного из Кировграда Александра Коршакевича — конкурс, на котором Александру Петровичу противостоял лишь сельский голова Владислав Фирулев, превратился в формальность.

Вот и на сей раз никто в Ревде не ожидал сенсаций. Все уже как-то свыклись с мыслью, что администрацию возглавит Евгений Кузнецов, который, впрочем, и так ее возглавил после ухода в отставку Александра Коршакевича. Ну а что? Евгений Леонидович на протяжении четырех лет был в администрации вторым человеком, ни в чем позорном не замечен, напротив, люди, которые с ним имели дело, отмечали его честность, порядочность и профессионализм. При этом Кузнецов для правящей в Ревде сумзовско-единороссовской коалиции был вполне своим человеком — лояльным, спокойным, работящим…

Ну, кто бы мог подумать, что он такое учудит? В полном соответствии с партийной линией подать документы на конкурс, но в последний момент неожиданно не явиться на собеседование, а потом и вовсе уйти из администрации — все это пахнет нехилыми траблами в чиновничьей голове.

Можно представить, в каком смятении находились члены конкурсной комиссии, когда осознали, что вынуждены снять такую удобную и правильную кандидатуру Евгения Кузнецова и выбирать нового сити-менеджера из тех людей, по поводу которых никаких указаний не поступало, а если и поступало, то только одно — не пущать!

Комиссии ничего не оставалось, кроме как назвать самостийных кандидатов недостойными должности сити-менеджера. И просить Думу объявить новый конкурс. И как можно скорее искать и согласовывать другого кандидата. И, конечно же, думать, как на заседании Думы, которое намечено на 30 мая, логично объяснить оппозиционным депутатам, чем же конкурсную комиссию не устроили другие кандидаты.

Ну, да с формальностями они там, в своих политических кулуарах, как-нибудь разберутся. И кандидата нового найдут, и оппозиции что-нибудь объяснят и, может быть, даже убедят. А если не убедят — не страшно. После недолгого спора, вынесут вопрос на голосование, и со счетом 13:7 вопрос о назначении нового конкурса все равно будет решен. Вовсе не это на сегодня кажется главным…

А главное то, что сама система управления городом, по которой мы живем уже четыре года, серьезно засбоила, и это бросается в глаза так, что даже самые розовые очки не помогут. Уже второй подряд человек бежит от должности ревдинского сити-менеджера — да, давайте будем называть вещи своими именами, именно бежит. По собственному желанию, без объяснения причин и, пожалуй, без оглядки. Что же в этой должности пугает опытных и, вроде бы, профессиональных управленцев?

За неимением прямых доказательств не будем сейчас говорить об их нежелании работать в насквозь прогнившей и коррумпированной властной системе. Но даже если это не так, что же может привлечь грамотного и честного управленца на должность главы администрации? Скажем прямо — ни-че-го!

Зарплата у сити-менеджера Ревды составляет что-то около 60 тысяч рублей. Начальники цехов на ревдинских заводах и более-менее успешные предприниматели средней руки над ней попросту посмеются. Директора школ, опытные врачи смеяться, конечно, не будут, но, сопоставив размер оплаты труда с уровнем ответственности, вряд ли позавидуют. Так что, если человек состоялся как управленец настолько, что готов рулить городским хозяйством, то не проще ли ему с его способностями зарабатывать в два раза больше на производстве или в собственном бизнесе?

Но допустим, что человек — альтруист, для которого главное вовсе не деньги, а стремление улучшить жизнь своих сограждан, ради чего он готов трудиться как тот самый «раб на галерах». И удовлетворение ему приносят добрые слова горожан — вот-де, какой у нас глава администрации суперский, ночи не спит, все о народе думает. Но есть ли у него шансы услышать такие слова, работая в системе, при которой все лавры волшебным образом достаются мудрой руководящей партии, а все шишки — нерадивым исполнителям на местах?

Мы можем также допустить (ну, это уж совсем фантастический вариант), что человеку не важны ни деньги, ни добрые слова современников — а хочет он лишь самореализоваться, как муниципальный менеджер: модернизировать систему управления городом, выявить и реализовать скрытые возможности бюджета. И, возможно, написать потом об этом диссертацию… Но большой вопрос, дадут ли ему развернуться внутри нынешней вертикальной системы власти. Чиновники сегодня скованы по руками и ногам законами, уставами, кодексами и партийными директивами, которые не оставляют возможностей для маневра, придумывания и реализации собственных ноу-хау. Тут вам не Америка с ее федерализмом. Тут Россия, где даже федерализм какой-то унитарный.

Да просят меня люди, работавшие, работающие и готовящиеся поработать на должностях глав администраций небольших городов, но при нынешних условиях их труда они больше походят не на муниципальных управленцев, а на городских сумасшедших. Кто, как не сумасшедший, добровольно отправится решать все городские проблемы, получая при этом весьма скромную зарплату и находясь между горячим молотом перманентного народного недовольства и холодной наковальней вышестоящих властных структур? Если работать при этом честно — без взяток, откатов и обслуживания интересов своих патронов, — то, наверное, больше никто.

Популярное