О культуре зрителей на культурных мероприятиях

Пересматривала тут сделанные намедни, 6 июля, видеозаписи — монтировала для сайта ролик с цыганского концерта. Полчаса записи, шикарные песни, яркая картинка. Так хорошо удалось снять — смотрела концерт с кресла прямо посередине зала, на этом месте обычно сидит оператор-завсегдатай городских мероприятий Данил Цепелев. В этот раз его не было, и повезло мне: цыгане танцевали и пели прямо напротив моего объектива.

В общем, все хорошо. Только есть одна досадная загвоздка. Едва ли не на половине видео-отрывков то там, то тут мелькают серые профили: мужские, женские, лысые, причесанные, смеющиеся, угрюмые… Мелькают то быстро, то медленно — все зависит от скорости передвижения обладателя профиля. Это — первая из многочисленных категорий зрителей (выведено практикой): «гуляющие».

Девушка идет «туда»…
Девушка идет «оттуда»…

На дверях зрительных залов всех учреждений культуры (и не только в Ревде), как правило, висят строгие предупреждения о том, что-де на мероприятие не пускают в алкогольном опьянении; не разрешается ходьба по залу; строго запрещено входить на концерт после третьего звонка…

Но нашим людям закон не писан. Да и какой это закон — блеклая бумажка на двери? А строгие на первый взгляд билетерши… Что они могут поделать с ордой путешествующих по залу бестактных граждан или здоровенным пьяным мужиком, вознамерившимся всенепременно потешить свое уже изрядно приподнятое поллитрой настроение еще и зрелищем? Причем, не просто поглядеть, но и поорать, потанцевать — а че, развлекаться же пришел!

Из раза в раз, из концерта в концерт повторяется одна и та же история: гаснет свет, закрывается тяжелая портьера на входе в зал «Победы», на сцене появляются артисты… а по темному залу, как мыши в  сказке Гофмана, один за одним начинают сновать неугомонные «опоздуны» или те, кому никак не сидится на месте. «Опоздавшие» — это вторая категория зрителей.

Пятничный цыганский концерт задержали на полчаса, казалось бы, все, кто хотел, уже собрались, ждали начала. Так нет же, все равно первые 15 минут нет-нет, да открывалась дверь и мимо суровой билетерши протискивались опоздавшие. Да не просто садились на крайние места, чтобы никому не мешать. Нет, они топали через весь зал к другому краю ряда и пролезали к своим злосчастным креслам. А если бы этот часовой концерт начали вовремя? Что ж, господа поспели бы аккурат к поклонам.

Ну, ладно, опоздавший: пришел, протиснулся, уселся, сидит. «Гуляющие» — дело другое: ведь они же не просто выходят, они потом обратно идут!

Да, существуют всякие физиологические потребности организма, не отрицаю. Тяжело, напившись дома перед концертом чаю, высидеть полтора-два часа и никуда не захотеть. Но, как правило, хотя бы к совершеннолетию у здорового человека уже четко развит контроль над физиологическими потребностями. И мозг уже окончил формироваться. Здоровый совершеннолетний человек уже способен сообразить, что, простите, оправиться следует перед началом концерта, а если что — можно и потерпеть. Сразу вспоминаю слова Ульяны Тулиной, героини фильма «Дура» Максима Коростышевского: «Там — туалет. Хотите? Потом поздно будет». Золотые слова.

Ну, положим, совсем прижало. Почему, если даже и так, никто не помнит правила: выходить из зала полагается только в промежутке между номеров. А если запели-заплясали: терпи. Уважай артистов и зрителей, чей мочевой пузырь будет покрепче твоего.

И третий класс зрителей — «фотограф», или, иначе, «оператор». К ним, как правило, относятся счастливые обладатели фотоаппаратов или камер (любого класса — хоть натуральных, хоть встроенных в телефон, благо, подобной техники сейчас хоть отбавляй и такой агрегат есть почти у каждого). «Фотограф» может снимать любимого артиста тихонечко, периодически направляя объектив в сторону сцены или два-три раза за концерт подняв руку с заветным мобильником выше соседских голов. Чем никому, как правило, не мешает.

Но бывает и так, что «фотографы» и «операторы» задаются целью всенепременно запечатлеть любимца во всех ракурсах. В пятницу такой персонаж прибыл и в зал «Победы».

Он был слегка подшофе, и весь концерт выкрикивал слова поддержки артистам («Давай-давай!», «Давай еще!» — см. видео на сайте), порывался вскочить и станцевать. А в финале, когда музыканты вышли с последней песней, «оператор» (недюжинного, кстати, роста и комплекции) с мобильником наперевес и счастливой обалдевшей улыбкой на лице принялся быстрым шагом прохаживаться туда-сюда вдоль сцены, меняя ракурсы и непрерывно снимая поющих. Это продолжалось довольно долго, а потом, видимо, батарейка в телефоне села…

«Победовцы», да и не только они, часто говорят: мы, мол, хотим, чтобы у нас вы чувствовали себя как дома, мы создаем для вас домашнюю атмосферу… Но, дорогие друзья, давайте не будем воспринимать слова артистов буквально. Это дома, включив по телевизору концерт Пугачевой, вы можете встать и сходить за чаем, пока она поет «Я — как айсберг в океане…». В конце концов, в комнате кроме вас больше никого нет, а концерт на пленку записан. И Пугачевой поэтому плевать, смотрите вы ее или вышли покурить.

Артистам же на сцене, не записанным, а живым, хочется, чтобы их уважали. Они для нас стараются. Для всех нас, а не только для тех, кто высиживает весь концерт от звонка до звонка.

Популярное