Найдена надгробная плита немецкого военнопленного (фото)

2012-09-20, 18:38 Новости 984
Сразу после обнаружения надгробной плиты Анна Сухова решила известить о находке работников музея «Демидов-центр»

С необычной находкой пришла в музей «Демидов-Центр» мастер участка благоустройства ООО «КТМ» (бывший ремонтно-строительный цех РММЗ) Анна Сухова. На снимках ее фотоаппарата была надгробная плита с немецкой фамилией. «Вам это интересно?», — спросила она у директора музея Ирины Куцепаловой.

Как оказалось, плита была обнаружена рабочими, занимающимися благоустройством санитарно-защитной зоны НСММЗ — в районе улицы Демьяна Бедного. А именно — бригадиром Ольгой Горлановой. Судя по надписи, похоронен под этой плитой был Йоган Генрих Дрибольд (1886-1918). Очевидно, что это германский солдат, попавший в плен во время Первой мировой войны.

— Мне самой стало интересно разузнать о военнопленных Первой мировой войны, которые были в нашем городе, — рассказывает Анна Сухова. — Я начала поиски в Интернете. Нашла материалы по военнопленным Первой мировой на Урале. Там же подробно изложены имена похороненных в Ревде военнопленных.

Судя по надписи, под этой плитой покоился немецкий военнопленный Йоган Генрих Дрибольд (1886-1918).

Как выяснила Анна Сухова, Йоган Генрих Дрибольд был нижним чином 259-го пехотного полка, находившимся в плену при Ревдинском заводе. Он скончался от воспаления легких 23 апреля 1918 года. Похоронен 8 мая 1918 года.

— Мы благоустраиваем защитно-санитарную зону НСММЗ с 2010 года, — сказала Анна Сухова. — Надгробная плита — это первая такая интересная находка. Теперь будем присматриваться к подобным вещам, когда проводим работы.

Конечно, эта находка вызвала интерес у работников «Демидов-Центра», и надгробную плиту было решено перенести на территорию музея до окончательного благоустройства санитарной зоны НСММЗ.

— Мы думаем, что делать с плитой дальше, — сказала Ирина Куцепалова. — Возможно, она будет установлена на прежнем месте или на австрийском кладбище на улице Чернышевского. Хочется поблагодарить наших ревдинцев, по христиански отнесшихся к этой необычной находке. В истории сохранилось имя еще одной жертвы Первой мировой войны. Возможно, удастся найти и родственников Генриха Дрибольда.

В Ревде похоронены 417 военнопленных

По информации ревдинского краеведа Сергея Новикова, в 1916-18 годах севернее места, где была найдена плита, располагался лагерь германских военнопленных. Первую партию военнопленных привезли в Ревду в 1916 году. Всего за годы Первой мировой здесь находились около двух тысяч человек — австрийцев, словаков и особенно много венгров. Их поселили в казармах полуразвалившегося небольшого Шараминского завода около реки Ревды, на этой территории позднее появился деревообделочный цех РММЗ, а сейчас там производственная площадка ООО «КМТ».

Первым и единственным комендантом этого лагеря военнопленных был ревдинец, полный Георгиевский кавалер Степан Васильевич Минин, получивший серьезное ранение на фронте. Конечно, две тысячи военнопленных содержать в одном месте было очень сложно, поэтому их распределили на работы в разные места. Часть оставили на Ревдинском заводе, около пятисот человек перевезли в Мариинск, примерно столько же — на Гусевку и на Петровские дачи. Использовали труд военнопленных на подсобных и черновых работах.

 До революции 1917 года и особенно после нее германские военнопленные находились на свободном положении, их никто не охранял, они легко общались с ревдинцами.

Сергей Новиков рассказывает, что до революции 1917 года и особенно после нее военнопленные находились на свободном положении, их никто не охранял, они легко общались с ревдинцами. Куда отсюда бежать-то!? Но возникла одна проблема: военнопленных кормить-то кормили, но как заставить их работать в смутное время? Но разгорелась Гражданская война, которая и раскидала их по красногвардейским или белогвардейским отрядам.

Часть военнопленных женились на ревдинских девушках и в 1923 году, после окончания Гражданской войны, уехали за границу. Часть осталась здесь, но в 1937-1938 годах они все были репрессированы. Дети и внуки многих из них до сих пор проживают в Ревде. А 417 австро-венгров за годы плена скончались (многие от тифа и пневмонии) и были похоронены в нашем городе. Сведения о них взяты из церковных записей храма Архистратига Михаила. Кладбище располагалось в том месте, где сейчас находится коллективный сад «Автомобилист» — близ улицы Чернышевского. Четыре офицера похоронены на городском кладбище, их могилы частично сохранились, на табличках имена написаны на немецком языке.

В 20-е годы прошлого века, из пролетарской солидарности, на кладбище военнопленных был установлен памятник мадьярам, погибшим в Первую мировую войну. Но спустя годы, по решению руководства Ревды, здесь было организовано садоводческое товарищество. Второй памятник военнопленным установлен вскоре после визита венгерской делегации в конце 80-х годов. Это кенотав — пустая могила, но с восстановленной табличкой памятника 20-х годов.

Популярное