Пятиклассник создал в Ревде туристический маршрут (фото)

Андрей Фатеев

Десятилетний учащийся Еврогимнзаии Андрей Фатеев занял первое место в номинации «Моя будущая профессия — в сфере туризма и сервиса» конкурса среди школьников «Туристские ресурсы родного края», который недавно проходил в Екатеринбурге в рамках Второго международного Евразийского форума «Гостеприимство и туризм».

Учащийся 5а класса Еврогимназии сделал учебно-исследовательский проект «По следам немецкой истории», в котором разработал туристический маршрут по местам пребывания, работы и захоронений пленных немцев в Ревде и Дегтярске. Экскурсия продолжается три часа и включает посещение музея «Демидов-центр», осмотр объектов в Ревде, построенных с участием пленных: Дворец культуры, бывшая школа №31 (ныне ДЮСШ), жилые дома на улицах Горького, Азина, Жуковского; заезд на бывшую птицефабрику, где жили пленные, посещение исторического памятника, построенного в память о рабочих-иностранцах (вблизи сада «Автомобилист»), посещение музея в Дегтярске, осмотр объектов в Дегтярске, построенных с участием пленных (Дворец Культуры, жилые дома на улице Калинина, больничный городок) и захоронение пленных в Дегтярске. «Туристическую тропу» опробовали одноклассники юного ученого.

— Думаю, туристический маршрут может быть интересен школьникам, учителям, всем, увлекающимся историей родного края, и конечно, иностранным гражданам, — утверждает Андрей Фатеев. — Вернувшиеся немцы создали клуб бывших военнопленных, работавших в Ревде, ежегодно собираются и даже в 1993 году приезжали к нам посмотреть, какой стала Ревда. Возглавлял клуб австриец Антон Браунштеттер.

А началось все, по словам Андрея Фатеева, с предложения учителя немецкого языка Елены Владимировны Ткаченко заняться историей пребывания военнопленных в Ревде и Дегтярске.

— Сначала я толком и не понимал, что из этого выйдет, — признался Андрей, — но потом увлекся. Не представлял, что работа над проектом связана с судьбами стольких людей! Это важно и с научной точки зрения, и чисто по-человечески. По иностранцам до недавнего времени давали стандартный официальный ответ: ничего не известно. На самом деле было известно многое.

Для начала школьник побеседовал с ревдинским краеведом Леонидом Гориным, который рассказал, что впервые пленные немцы появились в Ревде в Первую мировую войну, их привозили на строительство завода по изготовлению снарядов, но вскоре началась революция, и было не до завода. Во второй раз пленные немцы появились в Ревде и Дегтярске во Вторую мировую войну. В Ревде они работали на лесозаготовках, на РММЗ, строили железную дорогу, общественные здания и жилые дома. В Дегтярске немцы работали на стройках и в шахтах.

Мальчик рассказал, что его приятно удивило дружеское отношение профессора УрФУ Владимира Павловича Мотревича, который очень ему помог, многое рассказал и доверил совершенно незнакомому школьнику из Ревды редкие фотографии, документы, книги на немецком языке.

Владимир Мотревич возглавляет Ассоциацию «Евразийский конгресс муниципальных образований» и занимается поиском, восстановлением и сохранением захоронений Второй мировой войны. Профессор рассказал, что пленных Второй мировой войны в Ревде хоронили на месте нынешнего сада «Автомобилист». Там находится 417 могил. Сохранились документы с именами похороненных и фото кладбища 50-х годов. Многие скончались от тифа и пневмонии. Четыре офицера похоронены на городском кладбище, их могилы частично сохранились, на табличках имена написаны на немецком языке.

К новому году Андрей Фатеев с помощью учителя немецкого языка Елены Ткаченко планирует перевести свою работу на немецкий язык.

 

Из работы Андрея Фатеева

Самый большой лагерь в СССР

На территории Свердловской области в 1942-1956 годах находилось 14 лагерей, 11 отдельных рабочих батальонов и два госпиталя для военнопленных, через которые прошли свыше 250 тысяч солдат и офицеров. Спецлагерь №476 для военных преступников, четвертое отделение которого было в Ревде, являлся самым крупным на территории Советского Союза. По состоянию на 1 июля 1953 года, в нем насчитывалось 7170 осужденных иностранных граждан. Среди них были не только немцы, но и граждане Австрии, Бельгии, Венгрии, Голландии, Испании, Италии, Люксембурга, Китая, Кореи, Польши, Румынии, Финляндии, Югославии и других стран.

В Ревду привозили не просто пленных, а осужденных военных преступников. Многие служили в карательных частях: во второй пехотной дивизии «Дас Райх», третьей танковой дивизии СС «Мертвая голова» и дивизии «Великая Германия».

С 1945 по 1949 годы в поселке Дегтярка находился лагерь военнопленных №313, где содержались военнослужащие частей вермахта и армий государств, союзных фашистской Германии. С 1949 по 1956 годы здесь было отделение №5 особорежимного лагеря №476, наиболее крупного в СССР. В нем отбывали наказание осужденные судом военного трибунала солдаты, офицеры и генералы, служившие в карательных частях, полевой жандармерии, войсках СС, а также в гестапо. Например, здесь содержался бывший обер-лейтенант германской армии Гаральд Крупп фон Болен унд Гальбах, племянник владельца крупнейшего в Европе промышленного концерна. Он общался с Рихардом Зейсс-Инквартом, сыном бывшего наместника Гитлера по Австрии Зейсс-Инкварта, и графом Зигфридом фон дер Шуленбургом, племянником последнего немецкого довоенного посла в СССР. В Дегтярке находился бывший адъютант Гитлера штурмбанфюрер СС Отто Гюнше и офицер СС Гейнц Линге. О.Гюнше 30 апреля 1945 г. Гитлер поручил сжечь свой труп  после того, как он, фюрер, покончит жизнь самоубийством. Отто Гюнше вместе с Линге вынесли трупы Евы Браун и Адольфа Гитлера из бункера и сожгли их.

В начале марта 1947-го в лагере №313 была разоблачена группа немецких военнопленных, готовившая диверсионный акт на шахте Дегтярского медного рудника. Бывший офицер Пфунд вместе с двумя соотечественниками планировал взорвать клеть подъемной машины, а весной — проходную шахты. Бывшие офицеры СС планировали взорвать Дворец культуры в день его открытия, а при строительстве склада-холодильника группа осужденных военнопленных залила и заморозила дно котлована и в таком состоянии его намеревалась бетонировать.

Домой, в Австрию

В мае 1955 года был заключен мирный договор между СССР и Австрией, и объявили амнистию и репатриацию всех осужденных австрийских граждан. В Свердловской области стали собирать граждан Австрии и Германии. В четвертое лагерное отделение лагеря № 476, расположенное в Ревде, из лагерей и тюрем со всей территории Советского Союза стали поступать осужденные австрийские граждане. Здесь они проходили медицинский осмотр и ставились на усиленное питание. Сбор австрийцев в Ревде был завершен 14 мая, а на следующий день им было объявлено об амнистии и освобождении. В оставшиеся до отъезда дни бывшие заключенные смотрели кино, играли в футбол и просто загорали. В порядке культурного обслуживания силами самих австрийцев было организовано несколько концертов самодеятельности, показаны кинофильмы, поставлен спектакль на немецком языке «Укрощение строптивой», разыграны футбольные матчи. Всем освобожденным австрийцам выдали новую одежду и обувь, произвели денежный расчет.

Для первой партии австрийских репатриантов был сформирован эшелон из пяти вагонов, оборудованных всем необходимым, в том числе и санизолятором. Был выделен медицинский работник и оборудован санизолятор. Смета затрат в размере 21,5 тысячи рублей включала затраты на оплату концертов артистов Свердловской филармонии, изготовление лозунгов и транспарантов, фотографирование и оформление фотоальбома, оплату экскурсии в краеведческий музей, приобретение подарков лучшим производственникам, а также приглашение на вокзал духового оркестра.

Первый эшелон с 250 репатриантами был отправлен из Свердловской области 25 мая 1955 года, а 2 июня он прибыл на пограничную станцию Чоп. Здесь репатрианты прошли таможенный досмотр и были пересажены в пассажирский поезд, который 4 июля пересек австро-венгерскую границу. В Австрии вернувшихся из Советского Союза сограждан принимали радостно и тепло, было много корреспондентов, на промежуточных станциях их встречали делегации с оркестрами. В Вене репатриантов встретил федеральный канцер Австрийской Республики Ю. Рааб, официальные лица, родственники и знакомые.

 

Фото предоставлены Андреем Фатеевым

В 20-е годы прошлого века ревдинские рабочие в память о рабочих-иностранцах, пленных Первой мировой войны построили памятник, но он был разрушен. Сейчас рядом с садом «Автомобилист» есть второй памятник пленным, работавшим на Урале. Кенотав (пустая могила) установлен после визита венгерской делегации в конце 80-х годов. Памятник построен на месте кладбища пленных Первой мировой войны, но надпись гласит, что это пленные Второй мировой. Это было сделано намеренно, чтобы разрешили обозначить захоронение.

 

Захоронение пленных в Ревде, на месте сада «Автомобилист». Фото и документ предоставлен доктором исторических наук, профессором В.П. Мотревичем. (Приложение №8).
Захоронение пленных в Ревде, на месте сада «Автомобилист». Фото и документ предоставлен доктором исторических наук, профессором В.П. Мотревичем

 

    Захоронение пленных в Ревде, на месте сада «Автомобилист». Фото и документ предоставлен доктором исторических наук, профессором В.П. Мотревичем
Захоронение пленных в Ревде, на месте сада «Автомобилист». Фото и документ предоставлен доктором исторических наук, профессором В.П. Мотревичем

 

 

Захоронение пленных в Дегтярске. Фото и документ предоставлен доктором исторических наук, профессором В.П. Мотревичем.
Захоронение пленных в Дегтярске. Фото и документ предоставлен доктором исторических наук, профессором В.П. Мотревичем.
Захоронение пленных в Дегтярске. Фото и документ предоставлен доктором исторических наук, профессором В.П. Мотревичем.
Захоронение пленных в Дегтярске. Фото и документ предоставлен доктором исторических наук, профессором В.П. Мотревичем.

Популярное