Больничные болезни

Ревдинской городской больнице очень нужен эффективный менеджер

Андрей Шляпников, народный обозреватель

Каждый раз, когда речь заходит о нашей больнице, каждому из нас приходят на ум истории болезней — как своих, так и знакомых и близких людей. И каждый раз мы подытоживаем, что к нашим медикам лучше не попадать. Давайте попробуем разобраться в причинах нашей неоднозначной оценки деятельности Ревдинской городской больницы.

Самое интересное, что наши претензии в большинстве своем относятся не к результативности фактического лечения, а к условиям, в которых это лечение происходит. То есть к тем факторам, исправление и улучшение которых и не потребует значительных затрат, а потребует только логики и здравого смысла.

Например, существующей парковки с торца поликлиники недостаточно, поэтому проезжая часть по улице Кошевого из двухполосной превращается в дорогу с самостийным реверсивным движением. С этим все ясно — улица узкая со всеми вытекающими последствиями. Но для чего установили гранитные глыбы возле женской консультации, если автомобили все равно туда проезжают и паркуются возле крыльца? Не лучше ли сдвинуть металлическое ограждение ближе к зданию, чтобы организовать «карман» для машин?

 

Ну, дайте, дайте мне талончик…

Ну ладно, допустим, мы как-нибудь припарковались или пришли в поликлинику пешком. Давайте рассмотрим, какие же трудности возникают дальше. Чтобы получить талончик на прием, необходимо прийти к 7.30 и занять очередь. А если редко болеешь и об этом не подозреваешь? А если припозднился? Всё, пытайте счастья на следующий день. Что мешает организовать постоянную запись? Понятно, что много больных. Понятно, что мало специалистов. Но почему бы не внести ясность в ситуацию, чтобы пациент знал, что на прием к специалисту он попадет через день, неделю, месяц, наконец? Частично какая-то запись ведется, но четкого понимания — к кому можно талончик получать по записи, а к кому стоять в очередь в регистратуру — нет.

Хотелось бы, чтобы запись велась в любое время, когда человек смог вырваться или позвонить в поликлинику, чтобы записаться на прием. Ведь все работают, отпрашиваться каждый раз очень неудобно. Как объяснить работодателю, что сегодня не твой день и талончик тебе не достался? А как быть, если срочно нужно попасть на прием? Если болит, а ты не знаешь, что это? Почему нуждающихся в помощи заставляют самостоятельно решать эти проблемы, вместо предложения готовых решений?

Почему в стоматологические клиники Ревды можно записаться на прием в течение всего дня — хоть лично, хоть по телефону, а за день вам обязательно позвонят и напомнят? Там клиенту рады, потому что иначе он уйдет к конкурентам и может не вернуться! А кто или что составляет конкуренцию нашей городской больнице? Ответ один — областная, куда получить направление ой как трудно. Это общеизвестный факт, даже при условии, что назначенная местными врачами терапия не дает положительной динамики. Почему это происходит, можно только догадываться. Можно предположить, что областники весьма неодобрительно смотрят на направления из провинции в область. Но пока наши медицинские работники комплексуют, на кону может быть человеческая жизнь.

 

Давно тут стоим…

Едем дальше. Добыли талончик. Идем на прием и попадаем снова в очередь. Кто с талончиком, кто повторно — очередность опять не ясна, сестра пациентов не вызывает, поэтому право на очередь приходится оспаривать пациентам самостоятельно — опять глупейшая проблема. Следующая проблема в том, что в одной очереди находятся как заболевшие, так и выздоравливающие. Почему нельзя разделить людей? Почему в детской поликлинике могут принимать здоровых и больных детей в разное время, а во взрослой — нет?

Наконец, очередь, сидение-стояние в которой может затянуться на несколько часов, подходит. Заходим в кабинет — и выясняется, что вашей карточки нет. На строгий вопрос врача «где ваша карта?» вы пожимаете плечами и понимаете, что стояли зря и придется вновь вставать в очередь — в регистратуру, за картой. А затем снова к врачу. Неужели, чтобы упорядочить документооборот и синхронизировать его с приемом конкретного пациента необходимо вмешательство В.В.Путина, как минимум?

Почему личная медицинская карта с историей болезни недоступна для пациента? Сегодня регистратура — это святая святых, куда доступ только для избранных. Почему бы сразу с получением талона пациенту не выдавать медицинскую карту? Почему бы людям не хранить карту у себя дома при наличии такого желания? Аргумент в пользу сохранности карты необъективен — карты теряются в самой клинике, и ничего катастрофичного не происходит, заводится новая.

 

Поди-ка разберись

Закончим на этом с приемом и оглядимся в самой больнице. Узкие темные коридоры, большое количество пациентов, очень быстро становится жарко и душно — то, что надо для болезнетворных вирусов и прочих микроорганизмов. Кварцевых аппаратов практически нет. В детской клинике те же самые горожане ходят в бахилах, а во взрослой такого порядка не установлено. Ориентироваться в расположении кабинетов тоже непросто, иногда приходится в поисках обойти все коридоры из конца в конец.

Я предвижу критику со стороны работников больницы, но на самом деле — когда обращаешься в больницу раз или два за несколько лет, очень трудно ориентироваться в порядке получения талончиков, больничных и прочего. Ведь всё меняется, необходима своевременная визуализация изменений — яркая, понятная, доступная, — а не клочки нечитаемых объявлений по стенам. Тогда часть вопросов будет отпадать, и меньше будет нагрузка на самих работников больницы, и ориентироваться пациентам в вопросах получения медицинской помощи будет проще.

 

Наше дело лечить, ваше — выздоравливать

А теперь о главном, о том, за чем мы вообще приходим в больницу. О лечении. Позволю себе выразить общее мнение горожан — специалистов в больнице осталось мало. Это факт. Всегда, если есть возможность и деньги, мы едем в область, в частные клиники. Вопрос качества лечения, мягко говоря, слабо отражен в нормативно-правовой базе РФ. В основном, по словам специалистов, он регламентируется внутриведомственными нормативными актами. Поэтому все суды с участием медицинских работников заведомо проигрышные. Врачебные ошибки, халатность медицинских работников юридически практически ненаказуемы.

Вот здесь и вспомним о медицинских картах. Все записи о ходе лечения, диагнозах, анализах и назначенной терапии находятся там. Это документальные свидетельства о лечении, доступ к которым для вас, уважаемые граждане, закрыт. Поэтому вред здоровью, нанесенный лечением, оспорить и компенсировать крайне трудно. Да и в силу специфичного социалистического воспитания мы о такой возможности в большинстве своем и не подозреваем. Вместо пневмонии нас лечат от гриппа, вместо рака легких — от пневмонии. Другими словами — мы вас лечим, а выздоровеете вы или нет — это ваша проблема.

У каждого из нас, наверное, есть свои примеры. И свои Врачи — те, к которым всегда обращаются и всегда благодарны, те, у которых всегда очередь. Но как их мало! Как мало хороших врачей, и как много людей с медицинским дипломом. И так же мало талантливых администраторов. Не всегда опытный практикующий врач может стать менеджером и заниматься организацией деятельности больницы, начиная со здравоохранения и заканчивая утилизацией отходов и прочей хозяйственной деятельностью.

С другой стороны, а чего мы хотим от них? Обратите внимание на название нашего медицинского учреждения — БОЛЬНИЦА. То есть сюда люди приходят БОЛЕТЬ. А если бы здесь излечивали, она и называлась бы по-другому — лечебницей, например, или медицинским центром.

 

Даешь альтернативу

К сожалению, нам самим приходится быть собственными врачами. Ведь мы болеем гораздо чаще, чем обращаемся в больницу. Потому что, как только представишь, через что придется пройти и сколько времени потратить впустую ради заветного больничного, никакого желания получить бесплатную медицинскую помощь не возникает.

В сложившейся ситуации наилучшим выходом видится смещение акцента с директивно назначаемого лечения на рекомендательное. Надеяться только на одного врача и воспринимать его диагнозы как истину в последней инстанции уже бессмысленно. Пример. Как в Ревде лечат детскую желтушку? Капельницей. С добавлением успокаивающих средств, чтоб ребенок спокойнее лежал. А иголку куда ставят? В вену на головке… А в Екатеринбурге малыши уже просто загорают под лампой. Почему о такой возможности медперсонал не предупреждает родителей? Ну и что, что нет такого оборудования в Ревде. Люди должны знать о наличии альтернативы. Или опять кто-то где-то не в курсе?

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Федеральным законом».

Таким образом, мы вправе спросить с властей, как они обеспечивают выполнение требований Конституции? Каким образом они планируют повышать качество оказываемых населению медицинских услуг? И почему, хотя объем бюджетного финансирования с каждым годом увеличивается, проблемы с предоставлением бесплатной медицинской помощи остаются неизменными?

ris2

Популярное