Что напрягает Александра Клюкина?

2013-02-24, 16:59 Новости 110

Эколог-общественник обеспокоен скорым паводком на кирзаводских захоронениях промотходов

У представителей городской общественной экологической организации «ЭкоЗабота» с новой силой возник интерес к кирзаводскому карьеру, в котором были захоронены промышленные отходы СУМЗа — так называемые строительные пески. Их беспокоит несколько вопросов. Главный из которых: не повторится ли ситуация с прошлогодним весенним паводком, когда опорная стенка захоронения не выдержала накопления весенней влаги и вся жижа — смесь талой воды с промышленными отходами — большим черным потоком шла в речку Каменушку. И еще один вопрос вызывает беспокойство председателя «ЭкоЗаботы» Александра Клюкина: почему рекультивированный карьер до сих пор огорожен забором из колючей проволоки?

Александр Клюкин

— Конечно, в прошлом году была большая трагедия, когда черная жижа шла в Каменушку, — говорит Александр Александрович. — СУМЗ тогда пытался это дело замять. Быстро нагнали технику, перекрыли дорогу, чтобы как-то скрыть этот факт. Но такой факт был! Мы пытались расшевелить руководителя Роспотребнадзора Александра Ульянова, чтобы взять пробы воды, определить, что же текло: паводковая вода слезла с уральских гор или все-таки шла смесь промышленных отходов? Но мы так и не могли добиться этих проб.

Как утверждает Александр Клюкин, в этом году «ЭкоЗабота» попытается проконтролировать ход паводков на кирзаводском карьере. Лично председателю экологической организации на сегодняшний день непонятно несколько позиций по захоронению отходов на Кирзаводе. По его словам, этот карьер в прошлом году был засеян УГМК многолетней травой желтого цвета — люцерна или что-то из этого семейства трав. Во всяком случае, говорит, летом поле, загороженное колючей проволокой, выглядело изящно — на фоне леса красивое желтое полотно.

— Но когда в это зимнее время бульдозер снял слой земли, мы посмотрели вывернутые глыбы и увидели, что там нет плодородного слоя! — удивляется эколог-общественник. — Как же был заключен договор между прежней администрацией города и администрацией СУМЗа на рекультивацию и благоустройство этого карьера, если не подразумевалось сверху шлаков засыпки плодородного слоя?

По заявлению Александра Клюкина, там нет плодородного слоя ни метра, ни полметра, ни десяти сантиметров — просто куча замерзшего шлака. Ни глины, ни грунта. На чем держалась эта люцерна, Клюкин представить себе не может. Он рассуждает так: посеяли по принципу — все равно вырастет.

tabl

Далее, размышляет Александр Александрович Клюкин, если эта территория находится у СУМЗа по договору под рекультивацию, то, согласно федеральным законам, рекультивация предусматривает такое понятие, как восстановление нарушенных земель и возвращение их в земельный оборот.

— Если рекультивация закончилась, и СУМЗ успешно ее провел, то почему вокруг этого карьера все еще стоит забор из колючей проволоки и по периметру висят вывески, что фото- и видеосъемка запрещена и проход запрещен? Если это осталась промзона, закрепленная за ОАО «СУМЗ», то необходимо уточнить у администрации Ревды: платится ли аренда этих 4-5 гектаров земли. А если земельный налог никто не платит, то на каком основании загорожена эта территория? Какая цель тогда была всей этой рекультивации?

На данной территории находятся строения СУМЗа — несколько вагончиков, служба охраны, бульдозер, электростанция и прожектора. Именно на этом основании Александр Клюкин делает вывод: если есть техника и объекты недвижимости, значит, место остается закрепленным конкретно за Средуралмедьзаводом.

— Но получается так, что, допустим, я могу выехать в любое место леса, поставить вагончик и сказать, что я хочу здесь жить, — заключает Александр Александрович. — Когда же закончится эта рекультивация? Должен быть определенный промежуток времени, чтобы вернуть эти земли в оборот города. Насколько я знаю, в течение трех лет СУМЗ должен наблюдать за посевами. Считается, что с 2012 года. Очевидно, что в прошлом году они должны были закончить рекультивацию, произвести посев травы и высадку деревьев. Выходит, они так и наблюдают — за колючей проволокой! Но с трудом верится, что при такой грозной вывеске можно наблюдать за ростом деревьев, если их там вообще нет. Ни одного саженца.

 

Получается, что это все еще территория СУМЗа

Александр Клюкин, председатель общественной организации «ЭкоЗабота»: «Беспокойство вызывает одно: каким образом СУМЗ готовится к паводку в местах захоронения промышленных отходов на Кирзаводе? Скоро наступит теплая погода, начнутся паводки. И самый опасный период, когда активно будет таять снег и поток пойдет по еще замерзшему грунту — сметая на своем пути все, вымывая канавы, вызывая эрозию почвы. И как пойдет вода? Я пока не обнаружил там, чтобы кто-то вел подготовительные работы для паводка. Возникает вопрос: не произойдет ли еще раз то, что произошло в прошлом году? Все надзорные организации тогда отказались брать пробы химического состава воды при прорыве дамбы карьера. А это была смесь черного цвета, и вся жижа текла очень большим потоком в реку Каменушку, а она впадает в реку Чусовую».

 

Популярное