2014-02-07, 16:30 Новости Администрация сайта 58 2 262

В Москве десятиклассник застрелил учителя и полицейского. Как избежать повторения трагедии в российских школах?

ohrana
Заходя в школу №29 старшеклассник Миша Морозов всегда здоровается с охранником Аркадием Ломовцевым. В учебном учреждении Аркадий работает с сентября 2013 года, имеет звание капитана. Именно он в случае какой-либо угрозы нажимает тревожную кнопку. Оружия у него нет — не положено.
Фото © Владимир Коцюба-Белых, revda-info.ru

Жуткая история произошла в начале этой недели в столице. 10-классник московской школы №263, 15-летний Сергей Гордеев, пришел на уроки с винтовкой отца, убил учителя и полицейского, пытавшегося его задержать. Он арестован. Возбуждено уголовное дело по статьям 206, 105, 317 УК (захват заложников, убийство, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов). Ему грозят 10 лет лишения свободы. Окружение характеризует школьника неконфликтного ребенка, отличника. Почему он открыл огонь по людям — сегодня выясняет следствие.* Между тем, общественность уже делает выводы из этой истории — и они ощутимо разнятся в зависимости от того, кто высказывает мнение.

Первыми, конечно, высказались столичные чиновники. Глава комитета Совета федерации по социальной политике Валерий Рязанский заявил, что причиной нападения могли стать жестокие компьютерные игры: журналисты пишут, что любимой игрой Гордеева была серия GTA, где надо убивать людей. Президент России Владимир Путин призвал воспитывать в детях художественный вкус, чтобы трагедия не повторилась. А зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн уже предложил установить в школах металлоискатели и сменить школьных охранников, поскольку «многие из них даже не имеют оружия и относятся к своим обязанностям халатно, воспринимая свою работу как подработку к пенсии».

sazaАнатолий Сазанов, директор школы №29: «В школе больше всего внимания обращают на записных хулиганов, нарушителей, отличники обычно не вызывают тревоги. Но именно их надо ограждать от обидчиков в опасном возрасте, в 12-15 лет, когда подростки особенно жестоки. В конфликте с ребенком всегда виноват учитель, потому что не допустить такой ситуации — это профессиональная обязанность педагога».

Московские учителя же выступают категорически против превращения школ в режимные объекты. Они говорят о том, что учебное заведение — не тюрьма: «Лучше бы государство позаботилась об ужесточении контроля за оборотом оружия и организации системы психологической помощи проблемным ученикам», — цитирует Lenta.ru московских педагогов.

Их ревдинские коллеги придерживаются похожего мнения. «Усиление охраны и прочее, о чем сейчас говорят — ни при чем, — уверена директор школы №3 Анна Кочнева. — Когда речь идет о спланированной террористической акции — как было в Беслане — тогда надо усиливать бдительность и охрану. А здесь… Ну, не в школу бы он зашел, а начал стрельбу рядом со школой».

В третьей, а также в школах №№1, 2, 10 и 25 еще пять лет назад были установлены системы электронных пропусков. Тогда родители переживали, что детей, забывших пропуск, не пустят на уроки. Учителя же радовались, что ребята перестали опаздывать, а полиция уверяла: это — защита от наркоторговцев и террористов.

kochnevaАнна Кочнева, директор школы №3: «Этот срыв у подростка произошел из-за того, что его затравили. Бабушка взрослого мальчика встречала у школьного забора, дети над этим смеялись, частые истерики на уроках по поводу отметок, тщедушный, необщительный, очкарик-ботаник. Это такая категория детей, которых постоянно обижают сверстники. В каждой школе время от времени они появляются. Сейчас у нас в школе таких детей нет. А десять, двадцать лет назад были такие дети, и как только мы  их ни защищали! Я предполагаю, что у этого Сергея Гордеева случился психологический срыв — видимо, он уже просто не знал, как поступить».

По словам Анны Кочневой, директора третьей школы, такая пропускная система — минимальная, но все же защита от чужих. Да, дежурит обычный вахтер. Но если показался человек подозрительным, он нажмет «тревожную кнопку».

В ревдинском управлении образования говорят, что на установку подобных систем в остальных школах пока нет средств. Хотя эти расходы включены в муниципальную программу по обеспечению антитеррористической безопасности. А еще в планах — покупка металлоискателей для школ. Как только средства появятся — сразу приобретут.

— Все эти вертушки и металлоискатели — детские игры, — считает директор школы №29 Анатолий Сазанов. — Надо ввести в штаты школ охранников: мужчин, подготовленных морально и физически, знающих, как правильно вести себя в такой ситуации. Конечно, этот дикий случай произошел в России впервые, но он показывает, что и такое может случиться. И к этому надо быть готовыми.

С его слов, трагедия в московской школе показала, что мы, к сожалению, идем по пути Америки — подросток действовал по сценарию, о котором мы слышали по телевидению. Это там дети приходят в школу с ружьями и стреляют друг в друга и в учителей. Теперь такое случилось и у нас.

Охранник, который сегодня работает в школе №29, оружия не носит, и четкого механизма действия в подобном случае не имеет. «Как ему действовать? — рассуждает Сазанов. — Заговорить, расслабить подростка с оружием? Попытаться разоружить? А не привело бы это к большему числу жертв?»

Никаких указаний сверху насчет проведения проверок, массовых бесед с учениками и так далее в школы, говорят учителя, пока не поступало. Анна Кочнева уверена, что их и не будет, поскольку случай в Москве — единичный, ведь «не все родители оружие разбрасывают дома».

И все же государству нужно сделать выводы из этой истории: не возлагать защиту детей на «кошелек» родителей, а тратить на это бюджетные деньги — «ведь нашли же возможность установить во всех школах и детских садах кнопку тревожной сигнализации. Вот в этом направлении и нужно развивать систему безопасности».

*Отличник с винтовкой

gordeev
Сергея Гордеева привезли в Басманный суд Москвы, где было принято решение арестовать его на два месяца.
Фото// ridus.ru

3 февраля в полдень юноша в пальто (15-летний Сергей Гордеев), под которым было спрятано оружие, ворвался в школу №263, расположенную на севере Москвы, пригрозив винтовкой пытавшемуся его задержать охраннику. Затем прошел в кабинет, где проходил урок, по пути выстрелив в учителя, который затем скончался. Когда полицейские, вызванные охранником, вошли в класс, стрелок открыл по ним стрельбу, ранив одного и убив второго. Гордеев взял в заложники детей, к счастью, они не пострадали. Обезвредить его удалось только после вмешательства отца.

Он наставил ружье на учеников и сказал: «Я не хочу убивать никого из вас». Дети закричали: «Что ты сделал? Ты сошел с ума?» Гордеев ответил: «Я очень боюсь смерти. Я хотел посмотреть, как она выглядит». Из интервью мамы одного из заложников Газете.ru

У 29-летнего учителя географии Андрея Кириллова и 38-летнего прапорщика Сергея Бушуева сиротами остались дети.

После задержания Сергея его родители перестали отвечать на звонки следователей. Не явились они и в Басманный суд Москвы. Гордеев-младший шел на золотую медаль, был начитанным, полностью погруженным в учебу и почти ни с кем не дружил. В качестве основных мотивов случившегося сегодня называют школьный конфликт или нервный срыв.

По материалам Газета.ru, «Интерфакс», «Известия»

Комментарий психолога

glavatskihЕлена Главатских, центр «Подросток»:

— Если бы стрелявшему школьнику было эмоционально комфортно в семье, он вряд ли пошел бы с оружием в школу. Его родители, возможно, были слишком требовательны к нему в плане учебы. И у него был «комплекс отличника» — им страдают люди, которые во всем хотят быть лучшими, потому что к ним предъявляются сверхтребования. А постоянное несоответствие им и разочарование родителей развивает у ребенка различные психоэмоциональные нарушения.

Всегда говорю родителям: общайтесь с детьми чаще, интересуйтесь их жизнью, но не вторгайтесь в нее, адекватно оценивайте возможности ребенка, предъявляйте реальные требования. Помните о том, что каждый ребенок, даже «колкий» подросток, испытывает огромную потребность в любви. Не стесняйтесь проявлять свои чувства к ребенку, обнимать и гладить своих детей. Понимание и доверие между родителями и детьми будет для ребенка той подушкой безопасности, которая поможет принять правильное конструктивное решение, убережет от опасности, защитит в сложных ситуациях.

Новости редакции / Блоги

Популярное