Дело «Медового спаса»: в Ревде развивается земельный скандал

Какую землю просит «Медовый спас» 

1
Кликните, чтобы попасть на интерактивную карту
Николай Николаев потомственный пасечник.
Николай Николаев потомственный пасечник.

Николай Николаев родился в 1983 году в Каменске-Уральском. Отец трудился пожарным, мама преподавала экономику и бухучет в вузе. С красным дипломом окончил УрГЭУ. Женат, воспитывает дочь; скоро родится вторая малышка. Пчеловодством увлечен с детства: пасеку держали и дед, и отец. Сам занимается медом уже три года. На участке на Гусевке у него стоят ульи; мед идет на продажу. На разработку огромных участков земли, говорит, уже припасены деньги: из личных накоплений, федеральные гранты, плюс — остальные члены КФХ «Медовый спас» работают и имеют стабильный доход.

Эта история еще не закончилась, хотя ее не выносят на первые полосы газет. Все как-то успокоилось. Но это лишь внешне. В высоких же кабинетах не прекращают кипеть нешуточные страсти: делят земли, делят деньги. Ревдинское крестьянско-фермерское хозяйство «Медовый спас»* по-прежнему отчаянно судится с администрацией, а его участники, пять человек, сидят на чемоданах — все еще верят, что землю им таки дадут, что скоро они начнут разрабатывать участки, перевезут своих пчел на лучшее место, засеют поля, заведут живность. Суды идут, а дело с мертвой точки так и не сдвигается.

7 марта, Гусевка. Три часа дня. 30-летний экономист Николай Николаев, один из членов «Медового спаса», сам себе делегировавший полномочия представлять компанию во всех судах, привез нас на участок, купленный им пару лет назад для бизнес-старта. Проваливаясь по колено в снег, мы подходим к дому, выстроенному из грубо отесанных бревен. В доме пахнет деревом и медом. На полу — россыпь мертвых пчел. «Это теплый ноябрь, — объясняет Николай. — Ну, тепло было, пчелы вылезли, а потом замерзли».

Мы разговариваем шепотом: шуметь нельзя, пчелы проснутся. Летом на своих сорока сотках фермеры возятся с пчелами, а зимой, пока пчелы спят, и участки завалены снегом, делать здесь нечего. Николай выкладывает на стол толстую папку с решениями судов, планами участков, картами, заявлениями, схемами:

— Вот, смотрите. Карта со спутника. Тут вот — большая поляна на берегу. А они нам говорят, что ее нет. Они говорят, что тут — лес.

«Они» — это ревдинская администрация, чиновники. Вот уже полтора года Николай Николаев защищает интересы «Медового спаса» в суде, тщетно пытаясь доказать властям, что эта земля им нужна. Но — удобная, красивая, на берегу пруда, — она, как выяснилось, нужна не только им.

История судебной тяжбы «Медового спаса» и администрации

Николай демонстрирует схему участка в районе реки Шумиха, который «Спас» попросил первым. Эту схему в суд предоставил ответчик, то есть, мэрия. Прямо на берегу Новомариинского водохранилища красиво начерчены границы 129-ти земельных наделов — под дачи. Точно там, где Николаев и компания хотели косить сено. Хотя данные земли — сельскохозяйственного назначения. Это явствует из Правил землепользования и застройки ГО Ревда, принятых на публичных слушаниях в 2012 году. У мэрии просто нет права выделять эту землю под дачи.

При этом участки уже имеют хозяев. И, как выясняется, хозяев далеко не первых. Они были выданы в начале прошлого года под дачи 128-ми гражданам, подавшим заявления в мэрию в декабре 2011 и (большей частью) в декабре 2012 года. При этом из 128-ми человек, получивших наделы, в нашем городе проживают только 46.

Николай Николаев — о тяжбе с чиновниками

Согласно сведениям, которые предоставил в суд Росреестр (данные имеются в распоряжении редакции), в списке получивших участки граждан значатся жители Каменска-Уральского (28 человек), Екатеринбурга (26 человек), Нижнего Тагила, Снежинска, Сухого Лога… — Видимо, им участки на наших землях намного нужнее, чем нам, местным предпринимателям и жителям? — саркастично улыбается Николай. У многих из получивших участки людей их уже нет в собственности.

nikolaev_1
Николай Николаев

— Я раньше думал: может, они раньше хотели там дачи сделать, а мы залезли? А когда заявления граждан нам показали (некоторые из которых даже написаны одной рукой!), то понял: это после того, как мы пришли, администрация узнала об этом отличном участке и решила выделить людям землю. Руководствуясь, думаю, не в последнюю очередь личными интересами, — говорит Николаев.

Хотя, судя по возмущенным письмам,опубликованным в «Информационной неделе» в конце прошлого года, этой вожделенной земли люди ждали годами. Так зачем ее было в спешном порядке продавать? В мае 2011 года в «Муниципальных ведомостях» опубликовали объявление о том, что в урочище Дальняя Шумиха можно получить участки под дачное строительство и что принимаются заявления. Люди пошли, образовалась очередь. Но почему-то большинство из тех, кто получил-таки землю, подали заявления уже в 2012 году, спустя полтора года после публикации объявления — и (стечение обстоятельств?) только через месяц после обращения «Медового спаса» в мэрию по поводу выделения земли. Только 29 (!) человек из тех, кто уже получил землю в урочище, подали заявления 18 декабря 2012 года. В один день! Разве так бывает?

Спрашиваю: а что если «Медовому спасу» попросить землю в другом месте?

— А в каком еще месте? У нас в Ревде осталось не так много земли, — отвечает Николай. — Мы на Гусевке попросили, где дороги ни к черту, электричества нет, так и то не дают.

А еще не дают два участка общей площадью 700 га в другом районе на берегу пруда. По этим участкам «Спас» судится с мэрией в настоящий момент. В земле отказано, потому что там проходит ЛЭП (как она мешает сельскому хозяйству?). А еще — на этих участках размещены отрезы земли, которые уже оформляют в аренду другие фермеры, в частности, Изгагины и Ляпустин.

Постановление о выделении им земли было подписано в начале года после… Догадались? Правильно, после того, как «Медовый спас» обратился с просьбой выделить эти участки.

turikov
Александр Тюриков

В разговоре с 55-летним Александром Тюриковым (запись разговора имеется в нашем распоряжении) Николаев выяснил, что землю этим людям дали за то… что они подписали обращение от имени всех ревдинских фермеров к губернатору Куйвашеву с просьбой приструнить наглый «Медовый спас» (это письмо было опубликовано в «Информационной неделе» в конце прошлого года).

(слушать беседу Николаева и Тюрикова)

Тюриков в телефонной беседе подтвердил, что подписывал данное письмо в мэрии; а также сообщил, что, действительно, в начале года получил в аренду на 49 лет участок земли за Ледянкой, который просил несколько лет. Правда, считает, что это совпадение: мол, землю ему бы дали и так.

(слушать беседу журналиста с Тюриковым)

— А это честно, как вы считаете?

— Ну, не знаю, честно или нечестно. Просто, зачем «Медовому спасу» столько земли? В любом конфликте обе стороны виноваты. Дать ли землю? Ну, конечно, нужно дать.

Красножон и Попов — «местные олигархи»?

Иван Красножон и Владимир Попов. Фото// социальная сесть «ВКонтакте»
Иван Красножон и Владимир Попов.
Фото// социальная сесть «ВКонтакте»

Осенью прошлого года в СМИ было опубликовано письмо от именно 19-ти возмущенных горожан. Подписано оно было жительницей Ревды Ниной Усачевой. Николаев настаивает: это письмо — подлог. Нина Григорьевна Усачева землю уже получила, подав заявление 30 декабря 2011 года (в этот день в администрации было зарегистрировано 60 (sic!) заявлений на выделение земли; что наводит на нехорошие подозрения), а участок на ее имя был зарегистрирован в марте прошлого года. Так какой же смысл ей возмущаться?

По нашим данным, большая часть полученных гражданами участков в урочище Шумиха уже продана. И многие из них куплены одними и теми же лицами. Так, только семь участков оформлены в собственность 23-летним Иваном Сергеевичем Красножоном (а ему, по стечению обстоятельств, приходится близкой родственницей «возмущенная» Нина Усачева). Еще семь — 26-летним Владимиром Владимировичем Поповым. В социальной сети «ВКонтакте» эти двое значатся друг у друга в друзьях. Попов, судя по информации, размещенной на его странице, работает на СУМЗе. Красножон — индивидуальный предприниматель, владелец сайта по продаже недвижимости gektar66.ru, через который  реализуются и эти участки, и многие другие.

Скриншот с сайта gektar.66.
Скриншот с сайта gektar.66.

Мы обратились за комментариями к обоим. Иван Красножон беседовать по телефону отказался, попросив написать вопросы в сообщении в социальной сети. Вопросы им были получены в 16.31, ответ он прислал в 19.19. Судя по стилю речи, вероятнее всего, составить ответ юноше помогли (орфография и пунктуация сохранены):

ivan_1
Увеличивается по клику.

— О каких именно обвинениях может идти речь, если один из участков я приобрел у администрации, остальные у частных лиц, при помощи сайта гектар66. В планах есть покупка еще нескольких участков. По виду своей деятельности как ИП, я занимаюсь куплей-продажей недвижимости, в том числе и покупкой и продажей земельных участков. Это не противоречит закону. Сайт гектар66 принадлежит мне, большую часть участков я продаю, как и все Риэлторы по агентским договорам, что так же не запрещено законом. Усачева Нина Григорьевна моя близкая родственница, которая так же получила через администрацию участок и уже оформила его в собственность, зарегистрировав договор купли-продажи в регистрационной палате. Я крайне возмущен действиями медового спаса в отношении этих участков. Очень много голословных заявлений от них, а именно, что там будет строить дачи администрация, что участки выделены незаконно и пр. Отобрать участки, которые люди получали абсолютно легальным путем, ждав в очереди, у такого количества людей и передать их неизвестному медовому спасу — это уже перебор. Что касается медового спаса то кто из них фермер, и где их хозяйство, чем они занимаются кроме писанины в СМИ?

Владимиру Попову удалось позвонить (его номер опубликован в открытом доступе в социальной сети «ВКонтакте»).

(слушать)

— Это надо просто не через меня, это надо вам через моих юристов, наверное, поговорить, — ответил Попов на просьбу прокомментировать, как ему, обычному рабочему, удалось купить семь участков земли, выделенной по заявлениям другим людям, и зачем они ему понадобились. — Я этим не занимаюсь. Это все во власти людей, которые понимают.

— Но участки-то в вашей собственности?

— В данный момент у меня их уже нет.

— Но они были у вас?

— В определенный промежуток времени были.

— Можете прокомментировать, почему?

— Наверное, не буду я ничего комментировать. Думаю, не в моих это интересах.

…Прокуратура Ревды, по словам Николаева, не усмотрела нарушений в действиях администрации. Надзорный орган, с его слов, ссылается на то, что участок на 46 га в районе Шумихи, который просит «Спас», — лесной, и скоро будет поставлен на кадастровый учет. При этом в Лесном кодексе прописано (ст.6 и ст.92), что лесным называется только тот участок, который уже поставлен на кадастровый учет, таким образом, аргумент можно поставить под сомнение. Сейчас администрация постфактум (zakupki.gov.ru, контракт от 7.02.14) подписала контракт с компанией «УЦМ Меридиан» (именно эта контора межевала спорные 129 дачных участков, утверждает Николаев), которая поставит земли на кадастровый учет. Работы будут оплачены из городского бюджета. Стоимость: почти 3 млн рублей. Похоже, иных проблем в городе просто нет.

(слушать комментарий Николая Николаева)

Популярное