Бессмертный полк. «Отец давал подписку о неразглашении»

Уважаемые читатели, мы продолжаем публиковать на revda-info.ru истории ветеранов, дети, внуки и правнуки которых приняли участие в первом ревдинском шествии «Бессмертного полка».

2014-06-09, 11:54 Новости 595
sharov_1

Уважаемые читатели, мы продолжаем публиковать на revda-info.ru истории ветеранов, дети, внуки и правнуки которых приняли участие в первом ревдинском шествии «Бессмертного полка». Зачем мы это делаем?

Сегодня мы затеваем новый проект — посвященный здравствующим свидетелям той страшной войны и той великой Победы. Время беспощадно, и пока оно не ушло, мы будем навещать их, записывать их воспоминания и голоса, чтобы оставить потомкам. Но их все меньше. А тех, кто уже ушел, и тех, кто вовсе не видел Ревду после Победы, больше в разы. Про них мы почти не вспоминаем — ни 9 мая, ни, тем более, в обычные дни. В этом — значимость «Бессмертного полка» и наших рассказов о тех, кто принял в нем участие. Они должны идти победным строем в любые времена. Мы должны их помнить.

Уважаемые участники нынешнего шествия «Бессмертного полка»! Пожалуйста, позвоните в редакцию по тел. 3-46-29, чтобы мы могли рассказать нашим читателям и о ваших дорогих солдатах. У вас записаны их истории? Отлично! Присылайте снимки и рассказы о своих ветеранах на электронную почту sharov@revda-info.ru.

Мой дядя погиб весной 1945-го

domrachev
«Скончался дядя, видимо, от потери крови, потому что был ранен в обе ноги, но находился в бою и продолжал командовать ротой. Конечно, обидно — пройти войну с самого ее начала и погибнуть весной 1945 года, перед самой Победой», — рассказывает Иван.

 Иван Домрачев, житель Ревды

— Мой дядя, Василий Семенович Шалин, родился в 1921 году под Казанью. В начале 30-х годов с родителями приехал в Ревду. Когда вырос, пошел работать на СУМЗ слесарем. Женился, но детей не успели родить, так как в 1941 году был призван в Красную армию. Именно в армию, войны еще не было. Войну встретил на севере, в Карелии. К 1945 году был уже командиром взвода 127-го горно-стрелкового Краснознаменного корпуса.

Из наградного листа: «Тов. Шалин В.С 16 марта 1945 года, исполняя обязанности командира роты, умело организовал взаимодействие и управление с огневыми средствами, сочетая мощь огня и движение, достиг ротой рощи юго-восточнее населенного пункта Руптавец (Польша), где противник занимал выгодный рубеж, упорно обороняя его. Сходу атаковал численно превосходящие силы противника, овладел выгодным рубежом. Противник обнаружил открытые фланги, имея численно превосходящие силы, восемь раз контратаковал роту. Благодаря умелому управлению и личной храбрости, все контратаки были отбиты, противник при этом понес потери убитыми до 50 человек. Будучи тяжело ранен, находился в боевых порядках, продолжая командовать ротой. Только по приказу командира батальона передал роту…»

На следующий день в госпитале дядя умер от ран. Бабушка все переживала, что когда дядю Василия в армию провожали, ей пришлось вернуться домой, а это плохая примета. «Если бы не вернулась, то мой Васенька не погиб бы», — корила она себя. Понятно, что на войне как на войне и приметы тут не при чем, родные всегда, как могли, утешали бабушку. Скончался дядя, видимо, от потери крови, потому что был ранен в обе ноги, но находился в бою и продолжал командовать ротой. Конечно, обидно — пройти войну с самого ее начала и погибнуть весной 1945 года, перед самой Победой.

Дядя Василий похоронен в Польше. Про могилу узнали недавно, при помощи Интернета. Братская могила расположена в Краковском воеводстве, справа от дороги на Янковец, в тридцати метрах от центрального входа. Из родни пока никто на могиле дяди Василия не был.

Василий Шалин награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной Войны второй степени (посмертно).

«У меня было два отца-солдата»

geroi
Степан Иванович Борисов и Иван Николаевич Дергачев, герои Великой Отечественной войны.

Зинаида Бонина, дочь

— Когда началась война, мне было четыре месяца. Отца своего, Степана Ивановича Борисова (1), я знаю только по рассказам моей мамы да по фотографиям. Они с мамой были одногодки — родились в 1909 году в деревне Гурово, Пичаевского района, Тамбовской области. Прожили вместе 18 лет. Работали в колхозе. Мама рассказывала, что жили они хорошо, дружно, слова скверного от отца не слышали. Нас, детей, было трое — сын и две дочери. Отец был призван в Красную Армию еще до начала Великой Отечественной войны. А когда она началась, он был дома на побывке, но сразу же вернулся в свою воинскую часть. Погиб 6 января 1943 года в Ленинградской области, в деревне Большие Горбы Половского района, есть похоронка. Он был рядовой.

Потом вернулся с фронта наш односельчанин Иван Николаевич Дергачев (2). У него во время войны умерла жена, осталось четверо детей, три сына и дочка. Мама с тремя детьми вышла за него замуж. Они объединили семьи. Семья снова стала большая и дружная.

Иван Николаевич родился 7 сентября 1903 года. Во время  Великой Отечественной войны служил в 195 Новороссийском Краснознаменном ордена Богдана Хмельницкого полка РГК. Имеет награды:

медаль «За боевые заслуги», медаль «За Победу над Германией в великой Отечественной войне 1941-1945 годов», есть Благодарности от Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина за освобождение Карпат, и городов Чехословакии: Вадовице, Спишска-Нова-Вес, Спишска-Стара-Вес и Левоча. Был ранен 4 октября 1943 года — осколочное ранение левого бедра и голени. Демобилизовался из армии 16 августа 1945 года.

Когда мне было пять лет, наша семья уехала на Дальний Восток. Жили в Хабаровском крае, Ленинского района, селе Бобстово. Прожили там 14 лет, у мамы родились еще двое детей, но они умерли. Иван Николаевич был прекрасный человек, никого из детей ни разу не обидел, плохих слов от него никогда не слышали. Отчимом называть язык не поворачивался, он был папой. С мамой они прожили 33 года. А работал он на стройках.

В 1960 году у отчима стало плохо со зрением. А в Сталинобаде, теперь это Душанбе, жил его старший сын со своей семьей. Он позвал папу к себе. Так мы все переехали в Сталинобад. Иван Николаевич умер 3 марта 1982 года. Там, уже в Душанбе, я прожила до 1992 года — в Таджикистане началась война. Мы приехали в Ревду. Муж у меня — ревдинец, поэтому сюда и попала.

«Отец никогда не рассказывал, как и где служил»

«Недавно я посмотрела военный билет отца и ахнула! У него были такие серьезные ранения, он в госпиталях лежал, награды достойные…» — вспоминает Тамара.
«Недавно я посмотрела военный билет отца и ахнула! У него были такие серьезные ранения, он в госпиталях лежал, награды достойные…» — вспоминает Тамара.

Тамара Дрягина, дочь

— Мой отец, Тимофей Ефимович Гордеев, родился в Кировской области. Семья жила в деревне. В сентябре 1941 года его забрали на фронт. А до этого папа прошел всю войну с Финляндией — от начала до конца. С Великой Отечественной войны вернулся домой в 1946 году. Но он никогда нам ничего не рассказывал про то, как и где он служил и воевал. У нас сложилось впечатление, что отец давал какую-то подписку о неразглашении. Мы ничего не знали. У него были медали и орден. После его смерти мама моя военные награды отца отдала моим дочкам — своим внучкам — на игрушки. Тогда мы и понятия не имели, что все это так важно и ценно! Недавно я посмотрела военный билет отца и ахнула! У него были такие серьезные ранения, он в госпиталях лежал, награды достойные…

В Ревду семья переехала, когда в деревнях Кировской области началась нищета, голод, не было работы. Здесь, в Мариинске, папа построил дом, он был хороший плотник и мастер на все руки. Он умер в 1968 году от болезни сердца. Похоронен в селе Мариинск.

Нас, детей, было трое. Тяжело жили… Сейчас с «Бессмертным полком» редакция «Городских вестей» всех людей всколыхнули, мы благодарны за память о наших отцах.

Популярное