Личное мнение. Наша любовная переписка с мэрией

Валентина Пермякова, выпускающий редактор газеты «Городские вести», permyakova@revda-info.ru

В четверг ближе к обеду я унесла на подпись к главному редактору два письма на имя главы администрации Ревды Михаила Матафонова. Оба — с просьбой в соответствии с федеральным законом о СМИ в семидневный срок предоставить информацию о строящихся в Ревде домах для расселения бараков и для сирот, а также о том, чем будут радовать власти горожан в День города.

Редакция и не думала ссориться с мэрией. Мы просто делаем свою работу, рассказываем жителям города новости.

Привет из редакции Михаил Энгельсович получает с регулярностью три-четыре раза в месяц. Переписываться с мэрией мы начали еще до его появления в городе, но после того, как он занял кресло сити-менеджера, писать стали чаще. Потому что раньше еще можно было получить ответы на наши вопросы по телефону или в личной беседе с чиновниками. Сегодня же — практически невозможно.

По закону о СМИ, журналист имеет право запрашивать информацию и устно. То есть, закон разрешает нам просто позвонить и спросить: «Уважаемый Михаил Энгельсович! А когда (почему, где, кто, и т.п.)…» — и получить ответ. Но нашим чиновникам удобнее с нами переписываться. Ведь при прямом диалоге слукавить получится не у каждого, этим мастерством владеют только истинные дипломаты. А сидя перед монитором, легко ни в коем случае не допустить промаха — не ответить случайно на какой-нибудь вопрос.

Именно поэтому у нас в редакции есть толстая папка, в которой выделены отдельные секции для каждого вопроса. Мы можем обсуждать с сити-менеджером одну тему на протяжении двух-трех месяцев. Вынужденные соблюдать статью закона о СМИ, гласящую, что «Редакция вправе запрашивать информацию… (…) запрашиваемую информацию обязаны предоставить руководители», Михаил Матафонов и его подчиненные нам отвечают, да. Но так прячут скудные крохи информации, что ее не сможет выудить из океана бессмысленной «воды» даже филолог. А порой их письма и вовсе напоминают анекдот: «Мадам, зачем вы замужем? — За футболистом».

Вот, например, запрос информации от 29 мая. Спрашиваем: «Каков установленный размер ежегодной платы за гектар земли сельскохозяйственного назначения в ГО Ревда?». Отвечают: «Расчет арендной платы производится на основании постановления Правительства СО… (далее следует наименование документа)». Это ответ? По закону — да, но фактически — нет, ведь мы так и не узнали, сколько платят фермеры Ревды за гектар земли.

И такого — целая папка.

Наш вопрос

98

Их ответ99

В прошлом году мы решили попробовать составлять вопросы так, чтобы варианта вылить стакан воды на бумагу у респондентов не оставалось.

В такие моменты, заменяя обычный вопрос «кому принадлежит участок земли» фразой, больше похожей на формулировку вопроса для дурачка, — «назовите компанию, которой по закону такому-то принадлежит участок земли», фантазируешь, как людей в мэрии перед приемом на работу тестируют на знание чиновничьего языка. Как их собирают группой в отдельном кабинете и заставляют писать изложения: обычные тексты пересказывать жуткими формализмами, растворяя скудные крупицы истины в океане ненужных слов. И не дай боже ошибиться и написать всё понятно!

Эта игра не прошла. Даже на сформулированные предельно доходчиво вопросы приходили  расплывчатые ответы. Отчаявшись, мы составили иск в суд по очередному ответу-отписке на запрос информации о тяжбах с фермерами из «Медового спаса».

Суд прошел недавно. Нам отказали в удовлетворении иска, отметив, что «администрацией  были даны ответы — такие, какие администрация имела возможность и посчитала необходимым дать». На заседании судья отметил, что хочет помирить редакцию и мэрию и рекомендовала нам впредь конкретнее задавать вопросы, а чиновникам — четче отвечать.

Окей, — ответили мы. Но только редакция и не думала ссориться с мэрией. Мы просто делаем свою работу, рассказываем жителям города новости. И хотим, чтобы мэрия общалась с нашими читателями так же открыто и прямо, как общается с читателями «Информационной недели». Ведь не только «ИН» — газета думающих людей, как заявляют коллеги в своей рекламной кампании. Читатели «Городских вестей» думают ничуть не меньше. Так не имеет ли смысла прекратить уже эту нелепую переписку?

Коллега попросила начальника Управления культуры Елену Батуеву выслать в редакцию программу Дня города. Та ответила: «Отправьте информационный запрос».

Кое-кто из коллег говорит, что чиновники и рады бы с нами общаться, а это — просто система. Им велено, вот и все. Наверное, в этом есть доля правды, но вот в чем дело. Если человек мудр, он будет отвечать на вопросы — обычные, безобидные вопросы, — невзирая на запреты. А тут порой создается впечатление, что нашим чиновникам нравится эта игра.

Недавние истории. Коллега попросила начальника Управления культуры Елену Батуеву выслать в редакцию программу Дня города. Та ответила: «Отправьте информационный запрос». Готовим материал о Гимне Ревды, звоню во Дворец культуры: «Пожалуйста, пришлите нам запись Гимна». Ответ: «Отправьте информационный запрос». Михаил Матафонов обиделся на нашу публикацию о бывших жителях бараков и о доме на Садовой, 1 и возмутился: «Почему вы нашего мнения не спросили?» Стоявший рядом начальник отдела по оргработе Илья Валюгин добавил: «Отправьте информационный запрос».

Ну, нелепица же — по глупым причинам цербером стоять на пути движения важной информации от кабинета чиновника до читателя газеты, избирателя и добросовестного налогоплательщика, и потом самому же на это обижаться. Вдвойне нелепица — полагать, что мы не найдем эту информацию другим путем. И втройне нелепица — тратить кучу времени на эту бессмысленную «любовную переписку».

Да, мы можем еще долго составлять письма, колдуя над каждым слогом. И чиновники могут бесконечно изобретать неологизмы и окказионализмы. Но вряд ли от этого в Ревде станет лучше жить. Так, может, выйти уже из этого колеса Сансары?

Популярное