Глава крупного крестьянского хозяйства в Ревде Андрей Савченко — о продсанкциях и госгарантиях

2014-09-09, 20:00 Новости 1 980
glav

С введением годового эмбарго на импорт сельхозпродукции из США, Европы и ряда других стран полки магазинов не опустеют, уверен ревдинский фермер Андрей Савченко. Более того: они наполнятся отечественными и качественными продуктами питания, полагает он. Во всяком случае, Свердловской области недостаток овощной продукции не грозит. Вся проблема только в том, насколько серьезно государство озаботится поддержкой своих производителей.

Беседовал Юрий Шаров, sharov@revda-info.ru

 

«Сельское хозяйство не любит колебаний»

О собеседнике. Андрей Савченко, глава крупного ревдинского крестьянского хозяйства, специализирующегося на выращивании картофеля. Председатель Союза фермеров Свердловской области, избранный уже на второй срок. Член совета по развитию агропромышленного комплекса при губернаторе Свердловской области. У крестьянского-фермерского хозяйства Савченко в аренде 505 гектаров земли: в Дружинино 260 гектаров земли, в Ревде — 245. Из них более 60 гектаров используется на выращивании картофеля. Вся сельскохозяйственная техника базируется в Дружинино.
О собеседнике. Андрей Савченко, глава крупного ревдинского крестьянского хозяйства, специализирующегося на выращивании картофеля. Председатель Союза фермеров Свердловской области, избранный уже на второй срок. Член совета по развитию агропромышленного комплекса при губернаторе Свердловской области. У крестьянского-фермерского хозяйства Савченко в аренде 505 гектаров земли: в Дружинино 260 гектаров земли, в Ревде — 245. Из них более 60 гектаров используется на выращивании картофеля. Вся сельскохозяйственная техника базируется в Дружинино.

— Андрей Иванович, как вы оцениваете введение эмбарго на сельскохозяйственную продукцию из ряда стран в Россию? Правильно это или нет?

— Мы выбрали президента — он наш, Крым наш, санкции на Россию наложили, Россия ответила.  Решение абсолютно верное. Полки магазинов никогда не опустеют, и эмбарго как раз позволит наполнить их качественными отечественными продуктами. Сейчас пришло время, чтобы вложить деньги в отечественное сельское хозяйство, чтобы мы стали самодостаточными по продовольствию.

— А сельхозпроизводители смогут обеспечить всем необходимым хотя бы Свердловскую область?

— В Свердловской области 748 фермеров. Они производят одного картофеля больше чем половину от всего объема овощей. Кстати, овощей мы производим даже больше, чем потребляем. По молоку и по мясу ситуация немного сложнее. Но, опять же, если на то будет воля государства, мы это все разовьем. Конечно, рывком в один день ничего не сделаешь. Но такой сигнал уже дан. Только нам нужны средства на развитие. И нужна стабильность.

— Стабильность в чем?

— Сельское хозяйство не любит колебаний. Мы сейчас переориентируемся на другие страны, они завезут продукцию, а через три месяца — раз, и Европе эмбарго снимут! Тогда и начнется чехарда: и с Европы эмбарго сняли, с другими странами о поставках договорились, и местным фермерам сигнал на развитие дали… Какая же это стабильность? Вот если этого не будет, и эмбарго продлится год-два, то наши фермеры быстро переориентируются. Но будет ли такая стабильность — нам это никак не узнать. Эмбарго ввели на год. А что этот год даст? Уже экономисты говорят, чтобы дали гарантии фермерам минимум на пять лет, кредиты под это, инвестиции. Тогда отечественные сельхозпроизводители смогут подняться. За год даже корова не вырастет, а за зиму овощи тем более. А если еще и эмбарго снимут, то с кем мы конкурировать-то будем, если еще и объем производства запланируем увеличить?

«Просто у импортной продукции более товарный вид»

Здесь можно почитать о том, растут ли цены на продукты. А тут — что о продовольственных санкциях думают ревдинцы.

— Конкурировать возможно с «дармовыми» продуктами по схеме: цена — качество?

— Мы на Урале живем, далековато от государственной границы. Демпинг европейской продукции нивелируется за счет перевозки. Поэтому мы здесь нормально конкурируем. Это актуальнее в европейской части России.

— Насколько, на ваш взгляд, с введением эмбарго изменится ассортимент продукции в магазинах?

— Если все рассматривать в разрезе прилавков магазинов, то что запретили к ввозу в Россию? Ну, не будет испанского винограда — так и раньше ели виноград; арбузы никогда из Европы не возили — есть астраханские. Из Израиля много идет овощей зимой, и так и будет идти, эта страна не входит в Евросоюз. Рынок же моментально переориентируется и на другие поставки. Вот был несколько лет назад неурожай картофеля, так быстро подключились к поставкам из других стран, где несколько урожаев в год собирают. Все сегменты импорта заменятся продукцией других производителей. Кроме того, в нашей стране есть различные климатические зоны, а что не растет у нас, то растет в Средней Азии. Если правительство грамотно денежные потоки разведет и инвестиции придут сельхозпроизводителю, то мы сможем давать всю необходимую продукцию в полном объеме. Повторяю, наша продукция гораздо качественнее, чем европейская. Хотя их овощи имеют прекрасный товарный вид.

(слушать)

— Так ведь и отечественные продукты имеют неплохой товарный вид…

— К примеру, многие, приходя на рынок, спрашивают сорт капусты «Слава». Но если покупатель увидит эту капусту, то он ее брать не будет, потому что выглядит «лохматой» и не имеет ничего общего с плотными кочанами, которые мы привыкли видеть на прилавке. А это на самом деле — гибриды. А кочан настоящего сорта «Слава» на самом деле лохматый — с листьями. И эта капуста очень полезная. Особенно для ревдинцев, где остро стоит проблема с экологией. Вообще, необходимо употреблять продукцию, выращенную именно здесь, но правильных репродукций и сортов — те, которые имеют пользу для организма человека.

5 копеек на один рубль

«Наше крестьянское хозяйство выращивало когда-то 46 видов овощей. Но, в связи с невостребованностью на рынке и из-за административных барьеров, мы это прекратили».

— Какая сумма выделяется в Свердловской области на поддержку сельского хозяйства?

— На сегодняшний день субсидирование сельхозотрасли выражают в общих цифрах. К примеру, 3 миллиарда 500 миллионов направлено в нашей области. Откровенно скажу, сейчас поддержка фермеров составляет 5 копеек на один рубль, или 5%. Что это означает? Вот вам дадут котлету в столовой весом 100 грамм, вы сможете отличить, 95 граммов в ней или 105? Вот такова и поддержка на сегодняшний день. Зарплата работников в нашей отрасли в три раза меньше средней по области. В три! Люди бедно живут, поэтому пытаются своих детей отправить в город, дать образование и, как считают, дать лучшую жизнь. Но нет ничего прекраснее, чем любимая работа. А работа на земле — очень благородный труд. Тяжелый труд, но красивый. И это для нас образ жизни, большая радость и удовольствие. Но и во многом этот труд неблагодарный.

— Может быть, сейчас государство прислушается к фермерам?

— Услышал недавно радостную весть по радио. На Лондонской бирже на 30% подорожал газ. Чего не было в течение шести-семи лет. И если даже часть этих денег направят в нашу сторону, в поддержку сельского хозяйства, мы разовьем всё. Одно только наше хозяйство способно увеличить объем производимой продукции в два раза. Легко. Но для этого нужны инвестиции. И видимость вперед, что я кредит не под 25% годовых возьму, а под более-менее приемлемый, либо это будет субсидировано. А чтобы не поднимались цены, необходимо избавиться от перекупщиков продукции, которые стоят между нами и покупателем. Простой пример. Мы сейчас продаем картофель по 8 рублей за килограмм, а в магазине он — 26. Разница остается у посредников.

«Власти хотят восстановить оросительную систему на Михалевом поле»

— Андрей Иванович, сколько в вашем хозяйстве земельных площадей и что производится?

— В Дружинино у нас 260 гектаров земли, в Ревде — 245. База, хранилище есть и в Дружинино, и в поселке Ледянка. Но вся техника сконцентрирована в Дружинино. На сегодняшний день мы специализируемся только на картофеле. Для этого переоснастились, взяли кредиты под новую технику. Наше крестьянское хозяйство выращивало когда-то 46 видов овощей. Но, в связи с невостребованностью на рынке и из-за административных барьеров, мы это прекратили. К примеру, 100 килограммов укропа произведешь, его надо сертифицировать. Это и анализ, и оформление бумаг. Но технологиями по выращиванию мы владеем. Высаживали же огурцы, морковь, помидоры, петрушку! Совсем недавно выращивали и капусту, и свеклу. Это когда была оросительная система на Михалевом поле. Только как все это сейчас восстановишь?

В апреле-мае 2010 года на Михалевом поле, находящемся в аренде у крестьянского хозяйства Савченко на 49 лет, шел демонтаж мелиоративной системы. Работы производились без согласования с арендаторами земли. То, что на сельскохозяйственных угодьях проложена трубопроводная арматура мелиоративной системы, при заключении договора аренды администрацией Ревды не было учтено. Скорее всего, об этой муниципальной собственности просто забыли. Траншеи разрезали Михалево поле на участки. Это не просто мешало вспашке земли, а наносило прямые убытки крестьянскому хозяйству. По утверждению Андрея Савченко, даже если траншеи закопать, то почва там может дать всходы не ранее чем через пять лет.

— Это о той истории, когда в 2010 году администрация Ревды продала лежащие в земле на вашем поле трубы мелиоративной системы, а новый собственник их выкопал, практически срывая посевную?

— Да, о ней. Оросительную систему на Михалевом поле вырыли четыре года назад. А без орошения свеклу или капусту высаживать бессмысленно. Кстати, сейчас меня и других ревдинских фермеров — Ефима Изгагина и Геннадия Плотникова — включили в Совет по землепользованию при главе администрации Ревды Михаиле Матафонове. Возникла идея оросительную систему возродить! Коль деньги государство решило выделить, то этим глава заинтересовался. Очень интересно получается. Старую систему выкопали, металл продали, а теперь хотят оросительную систему восстановить на площади в 300 га. Для этого надо 50 миллионов. Правда, на паях — 60 процентов от суммы должно выделить государство, а 40 — наше хозяйство. Только где гарантия, что через какое-то время трубы опять не выроют?! Если уж однажды по рукам дали, то впредь будешь осмотрительнее.

— Похоже, по рукам фермерам тогда дали основательно…

— Конечно! Судите сами: всего в Ревде зарегистрировано 36 фермеров. А работают только хозяйства Савченко, Тюрикова, Изгагина, Плотникова и Ляпустина. Это же не так просто — быть фермером. В 90-е годы много звучало  разговоров, мол, зачем нам сельское хозяйство. В стране есть деньги, валюта, металл — все это можно продать и закупить столько продовольствия, что мама не горюй! И не надо нашего совхоза «Ревдинский», зачем туда деньги вкладывать! А сейчас столкнулись с такой проблемой, что этот металл и цены на него в руках иных людей, а не у тех, кто этот металл производит. Эти иные люди могут дать деньги на продовольствие, а могут и не дать.

— Мы опять вернулись к инвестициям.

— Я уже говорил, что газ недавно подорожал на Лондонской бирже. И было бы здорово, если бы часть денег направили сельхозпроизводителям. А не на зарплату главе «Роснефти» Сечину (Игорь Сечин, президент государственной нефтяной компании «Роснефть» — ред.). Показывают его по телевидению — обращается к правительству, что компании нужны резервные фонды страны, чтобы «Роснефти» помочь. Вопрос: какая зарплата у Сечина? По открытым источникам — больше миллиона рублей в день! И он ходит с протянутой рукой! Так уменьши себе зарплату, куда тебе такие деньги за один день! Нужно же соотносить свою зарплату с общей зарплатой по стране.

— Андрей Иванович, какая сейчас основная проблема у сельхозпроизводителей, в том числе и у вас?

— Тяжело с заготовкой сена на зиму из-за проливных дождей. Очень острая проблема. Это обсуждалось на совещании у губернатора Свердловской области. Надо искать выход из этой ситуации. Если одним комбикормом тех же свиней еще можно обеспечить, то крупный скот нуждается и в «грубой» пище. Некоторые фермеры не исключают, что часть их стад может пойти в забой.

[nggallery id=786]

Фото Владимира Коцюбы-Белых, revda-info.ru

Популярное