Валерия Федотова, руководитель выставочного зала ДХШ
«Фантазии уральских мастеров» — так называется выставка полусотни изделий из бересты, предметов ручного ковроткачества, гобеленов и масштабных декоративных панно, которая открыта в детской художественной школе до следующей пятницы, 14 ноября.
Основную часть экспозиции, которую привезли из екатеринбургского «Центра традиционной народной культуры Среднего Урала» и дополнили работами ребят, учившихся у преподавателей художественной школы Флюры Масловой и Льва Гущина, составляют ковры уральского села Бутка Талицкого района.
Выставка открыта по будням с 10 до 18 часов. Предварительная запись на экскурсию по телефону 3-15-72. Билеты: 30 рублей, 40 рублей (с экскурсией).
В середине XX века в Бутке начали появляться первые образцы ковроткачества, принадлежащие лишь одному автору — Марии Разливинских. На ремесло обратили пристальное внимание, и в 1972 году райпромкомбинат стал Буткинской фабрикой ручного художественного ковроткачества. Уникальность изделий не существующей сегодня фабрики заключается в технике создания ворсовых ковров: мастера, не пропуская ни единого узелка, крепили их вручную. Изначально авторы для изображений выбирали геометрические орнаменты, однако позже появились цветочные мотивы, пейзажи, лики святых, портреты исторических и политических деятелей.
Под строгим взором Акинфия Демидова, глядящего с одного из ковровых полотен, находятся и другие изделия с не менее интересной историей. Это декоративные панно нижнетагильских мастериц Ларисы Голубецкой и Тамары Гринберг, учениц Марии Бекетовой, в 1978 году собравшей коллектив «Декор». Последовательницы Бекетовой сформировали «тагильскую технику художественного текстиля»: это когда художественное панно выполняется в технике аппликации из драпа. Хотя материал тяжеловесен, полотна сохраняют свою декоративность и некую изящность, а цветовая гамма, построенная на контрастах, передает все многообразие природной палитры. Всюду использован цветочный мотив, проработанный в мельчайших деталях.
«Фантазии уральских мастеров» указывают на то, что народные промыслы и ремесла не утратили своей актуальности и по сей день. А авторы, создавшие подобные изделия, передают свое мастерство новым поколениям. Уральские мастера — это не только живые носители русских традиций, но и хранители народной культуры.